К юбилею великого режиссера и актера

 

Седовласый ковбой и старик-наркокурьер. Тренер по боксу, решивший на склоне лет тряхнуть стариной, и фотограф-романтик, заставивший измученную бытом домохозяйку испытать настоящие чувства. Всё это персонажи фильмов знаменитого Клинта Иствуда, причем сыгранные им самим.

 

Иствуд — известный актер, который уже в зрелом возрасте занялся режиссурой и не просто добился успеха на этом поприще,  но и при жизни стал классиком авторского кинематографа.  Пять «Оскаров», полученные им (из которых два за режиссуру и еще два за лучший фильм), убедительнее всего подтверждают этот факт.

 

Фильмография Иствуда весьма значительна. Во многих картинах он сыграл  главного героя. Прежде всего, это культовая трилогия итальянского кинорежиссёра Серджо Леоне «За пригоршню долларов» (1964), «На несколько долларов больше» (1965) и «Хороший, плохой, злой» (1966).

 

Начиная с 1971 года, Клинт сам снимал  и продюсировал фильмы. За последние три десятка лет у Иствуда-режиссера практически не было неудач.  Его фильмы – это всегда  глубокое, честное размышление о вечных проблемах.  Как никому другому, ему удаётся преподносить  простые истины так, что они звучат не банально, а мудро.

 

Лучшие режиссёрские проекты

Составить список лучших режиссерских работ Иствуда — задача непростая. Таких фильмов очень много, и поэтому трудно отдать предпочтение каким-либо из них.

Военная дилогия «Флаги наших отцов» и «Письма с Иводзимы», триллеры «Таинственная река» и «Подмена», судебная драма «Дело Ричарда Джуэлла» и мистика «Потустороннее»…

 

В каком бы жанре ни работал Иствуд,  он везде достигал вершин.  Особое же  место среди его авторских картин занимают те, в которых он сам исполнял главную роль. 

 

«Непрощенный» (1992)

До работы над этим фильмом  Клинт Иствуд уже снял 15 картин и разменял седьмой десяток. Однако сразу после выхода этого мрачного вестерна всем стало ясно, что на голливудский Олимп взошел новый великий режиссер.

В иствудовском Диком Западе нет ничего романтического и героического. Переосмыслив всю идеологию жанра, режиссер создает и совершенно новые типы героев, включая главного — Уилла Манни, которого он сыграл сам. Пожалуй, впервые зрители увидели главного персонажа вестерна старым, несчастным и сожалеющим о прожитой жизни.

Фильм стал триумфатором «Оскара» в 1993 году. В общей сложности он завоевал четыре статуэтки, две из которых достались лично Иствуду — за лучшую режиссуру и фильм года.

 

«Мосты округа Мэдисон» (1995)

Тема романтической любви является очень редкой в творчестве Иствуда. Но именно ему удалось снять одну из самых сентиментальных лент 1990-х.

Главная героиня фильма Франческа (Мэрил Стрип) живет в тихой провинции.  Внешне в ее жизни все складывается благополучно: муж, дети, материальный достаток, хороший дом. Но женщина истосковалась по настоящим чувствам.  Неожиданная встреча с фотографом Робертом (Клинт Иствуд), приехавшим в глушь ради съемок крытых деревянных мостов — достопримечательности округа Мэдисон, позволит ей их испытать…

Банальный, на первый взгляд, сюжет преображает возраст героев.  Задолго до всяких кампаний против эйджизма (дискриминации по возрасту)  Иствуд заявил, что не только молодые имеют право на любовь.  В любом возрасте женщина нуждается в любви, романтике, мужском внимании, Самому Клинту на момент съемок фильма было 64 года.  В роли Роберта он предстал в новом для себя образе благородного возлюбленного, немногословного и сдержанного, а потому особенно обаятельного.

 

«Малышка на миллион» (2004)

Совершив революцию в жанре вестерна в «Непрощенном», Иствуд принялся за переосмысление спортивной драмы. Результат был аналогичным: четыре «Оскара», из них два — лично режиссеру. Несмотря на жанровую принадлежность, фильм, конечно, не о спорте, а о том, как встретились два одиноких человека и даже вместе не смогли справиться с жестокостью и равнодушием окружающих.

Мэгги Фицджеральд (Хилари Суонк) — 31-летняя официантка. Она часто бывает в боксерском клубе, который принадлежит тренеру и промоутеру Фрэнки Данну (Клинт Иствуд). Обратив внимание на ее упорство, он решает ее тренировать. Мэгги заменяет ему родную дочь, не желающую общаться с отцом. Фрэнки же становится для нее единственным по-настоящему родным человеком.

Любая спортивная лента обычно  заканчивается победой главного героя. Здесь же героев ждет поражение…

 

«Гран Торино» (2008)

Одно из главных актерских и режиссерских достижений Иствуда.

В этом фильме он играет во многом пародию на себя самого — сурового республиканца старой закалки, недолюбливающего иммигрантов и не расстающегося со стволом.

Уолт Ковальски — так зовут этого ветерана Корейской войны — не скрывает от окружающих свой скверный характер. Но за внешней суровостью и отчужденностью прячутся старые душевные раны и подлинная вера в справедливость.

И здесь зрителя ждут иствудовские сюжетные «перевертыши»: столь презираемые Уолтом мигранты оказываются положительными персонажами, а белые американцы – негодяями и подонками.  Сам  же он совершает истинно христианский поступок, которого мы меньше всего от него ожидаем.

 

Источник https://iz.ru/1016822/sergei-uvarov/khoroshii-plokhoi-dobryi-klint-istvud-vo-vsekh-amplua