Золотое шитьё зародилось на территории современного Узбекистана более 20 веков назад. Подтверждением тому служат остатки обшитых золотой нитью предметов, найденные в процессе раскопок в Ташкентской области. Своего расцвета золотое шитьё достигло в 19 веке, а центром этого ремесла стал город Бухара. В то время в резиденции бухарского эмира Арке существовала целая придворная мастерская золотошвеев, и даже функционировало более двадцати крупных частных мастерских. Вышивали в тот период преимущественно мужчины, а женщины им только помогали при большом количестве заказов. Вся работа мастеров проходила сидя на полу, на ватной подстилке, а сами изделия вышивались на деревянных пяльцах в виде прямоугольной рамы.
Из местного или привозного однотонного бархата шили золотошвейные халаты разных цветов. При этом вышивка осуществлялась металлическими нитями. Стоит заметить, что орнаменты золотого шитья чрезвычайно богаты и разнообразны. Среди них распространены как растительные, так и геометрические мотивы. Например, особой роскошью считались бухарские парадные золотошвейные халаты «зарчапаны», которые и сейчас поражают своей декоративностью и разнообразием узоров. Каждый такой халат индивидуален, шьётся на заказ и не повторяет другого. Именно такие халаты носили бухарские эмиры и знать в далёком прошлом.
Большое внимание также уделялось украшению головных уборов. Чтобы сделать их более роскошными, на изделия добавляли драгоценные и полудрагоценные камни: бриллианты, изумруды, жемчуг, топазы, рубины и сапфиры. А также использовали золотые и серебряные ювелирные украшения разной формы. Наиболее распространенным видом головных уборов на тот момент являлись специфические бухарские тюбетейки «каллапуши зардузи» — неотъемлемая часть костюма придворной знати, а чуть позже уже обязательный элемент наряда мальчиков по случаю обрезания и свадебного костюма.
Кроме того, изготовлялась и женская золотошвейная одежда, которая намеренно была более легкой и облегающей. Особой популярностью тогда пользовались бухарские золотошвейные жилеты, которые женщины надевали поверх платья. Помимо одежды, золотой нитью украшали и домашние предметы: лула-болиш (подушки-валики), такяча (наволочки для подушек), джойпуш (покрывала на свадебную постель), джойнамоз (молитвенные коврики), чимиллик (занавески для отделения части помещения).
С возрождением национальных традиций и ремесленничества, золотошвейное искусство сегодня обретает новую жизнь. И сейчас им занимаются, в первую очередь, женщины. Золотым шитьем украшают детали парадного туалета, надевают в самых торжественных случаях и дарят почетным гостям.
Как ремесло золотое шитьё стало известно в Согдиане еще задолго до появления шелка. Но успело стать настолько востребованным, что даже в наши дни золотые узоры бухарских умельцев украшают многие экспозиции как в музеях Узбекистана, так и в зарубежных государствах — в России, Индии, Индонезии, Китае, Шри-Ланке и других. А Бухарские «зардузы» из года в год участвуют в международных выставках.