В арабском мире книжные миниатюры имели невероятно изысканные орнаменты и находились в удивительном единстве с текстовой частью и несли в себе композиционно музыкальное и ритмичное начала. Сложная орнаментальность и графическая наполненность всегда были связаны с содержанием написанного, при этом большую роль играло и применение того или иного цвета чернил.
В культовых и священных изречениях арабские буквы плавно сплетаются с арабесками, особенно с растительными орнаментами, которые символизируют древо жизни, а его листья – слова из Священной Книги.
Арабеска – это наиболее популярный по всему мусульманскому миру тип орнамента. В качестве элемента декора его используют в архитектуре, в создании бытовой утвари, для украшения рукописных книг и керамики. Она создаётся на основе повторения и умножения одного или сразу нескольких фрагментов орнамента. При этом повторение узоров может быть бесконечном и прекращено в любой точке, не нарушая целостность композиции. Из-за того, что мотив вписывается в другой, закрывая всю поверхность, орнамент исключает какой-либо фон.
Искусство арабески не терпит сотворения образов, любой намек на индивидуальность исчезает в бесконечном непрерывном плетении повторения одинаковых мотивов. В ней, как правило, присутствуют два элемента: переплетение и растительный мотив – используются переплетение стеблей, цветов, не распустившихся бутонов и листьев.
Арабеска в Коране используется вместе с геометрическим орнаментом для оформления заглавий сур. В декоре мечетей можно встретить мотивы, которые повторяются в священных рукописях.
В древнеегипетском декоре можно тоже встретить комбинацию орнамента и письма, но строится это на принципе «одно и есть другое». В мире ислама же он существует отдельно вместе со словом или изречением, которое является обязательным элементом для предметного искусства или архитектуры.
Источник: http://dkm.gov.uz/ru/arabeska