Молодежь выбирает виртуальный мир: проблема или широкие возможности?

Молодежь выбирает виртуальный мир: проблема или широкие возможности?

В республике приоритетное внимание уделяется гармоничному развитию подрастающего поколения. Целый ряд реформ, в числе которых реализация пяти важных инициатив главы республики и госпрограммы "Yoshlar - kelajagimiz", задача создания Союзом молодежи Концепции "Молодежь Узбекистана-2025", определенная в Послании Президента Олий Мажлису, направлен на всестороннюю поддержку юношей и девушек.

 

В современном мире часто происходит подмена традиционных нравственных ориентиров. О том, какие опасности таит погружение молодого поколения в информационное пространство и как защитить наших детей от негативного влияния массовой культуры, беседуем с руководителем центра психологической поддержки семьи города Ташкента, психологом-практиком Инной ОРЛОВОЙ.

- Дети сейчас не те, что десять и тем более 20 лет назад: другие интересы, культура поведения. Как вы охарактеризуете нынешнее поколение, в том числе молодежь Узбекистана?

- Нынешние юноши и девушки ни в чем не уступают взрослым и ни в чем не превосходят их. Они просто другие, потому что другой стала жизнь. И они, конечно же, лучше адаптированы к ней, ее реалиям и ценностям.

Нам приходилось встраиваться в новый формат жизни. Для них он естественный. Безусловно, молодежь отличается открытостью миру. Им не страшно выходить за порог отчего дома и пробовать себя в чем-то новом. Они погружаются с головой в новые профессии, которые и выговорить-то непросто, а понять смысл без специальных знаний не получится. Например, веб-девелопер - руководитель группы, занимающейся конкретными разработками, байер (закупки для фирм), шопер (частные закупки), SEO-оптимизатор (продвигает интернет-страницы).

Но они с пеленок растут в мире гаджетов и компьютеров. Им сложнее контактировать, разговаривать, поддерживать живой разговор. Их больше тянет заглянуть в социальные сети: там важнее быть, чем присутствовать в настоящем.

Молодые люди психологически более уязвимы: их зависимость от виртуальной жизни серьезно влияет на уровень стресса, ведь представление о мире у них именно оттуда.

Если раньше в трудной ситуации приходилось включать мозги, то сегодня нужно просто вбить в поисковике запрос - и интернет выдаст массу полезной (и не очень) информации. Это хорошо (экономит время) и плохо (нет самостоятельного поиска решения). Так формируется выученная беспомощность.

Есть и свои плюсы. Интернет делает мир единым целым. В связи с этим молодежь сегодня гораздо толерантнее. Благодаря Всемирной сети больше космополит, чем представители старшего поколения, и впитала более широкий взгляд на мир, людей и вещи. Это хорошо, пока не переходит во всеядность.

Конечно, современные юноши и девушки слушают другую музыку, им интересны фильмы и мультсериалы с динамично сменяющимися кадрами. Они используют в речи огромное количество терминов англоязычного происхождения, даже не зная языка, и носят одежду странных фасонов. Но это чисто внеш­ний китч. Их внутренний мир наполнен теми же переживаниями за любовь, самореализацию, самоутверждение. Так что сменились только декорации, а суть у нашей молодежи та же, что у предыдущих поколений.

Здравствуй, масскультура!

- В обиход вошло понятие массовой культуры. Что это значит?

- Массовая культура - явление современной жизни, которое пронизывает все сферы жизни.  Индивидуальность давно нивелируется. Как это происходит? Простой пример: 10 человек написали книгу. И следом за ними еще 100 напишут. Не потому что есть что сказать, а потому что теперь это модный тренд.

Дети подвержены этому влиянию больше всего, потому что по своей природе они конформисты. Поэтому мы часто наблюдаем в историях с детским буллингом, что отдельно от толпы ребенок нормальный, адекватный, понимает разницу между "хорошо" и "плохо". В толпе же его самосознание растворяется: он подхватывает, как вирус, агрессию остальных.

Массовая культура способствует этому. Остается надеяться: не все, что входит в понятие масскультуры, низкопробный творческий продукт. И потом надо понимать: продукт, в том числе творческий, нужен разный. Необходима музыка просто для танцев. Например, клубная хорошо помогает сбросить напряжение. Но также нужна музыка для чувств, их осмысления, которая затрагивает тонкие струны души и помогает услышать голос сердца. Нужна высокая художественная литература, развивающая психологическую компетентность и эмоциональный интеллект. И простое чтиво, которое поможет человеку просто отдохнуть, переключиться со своих проблем.

Наша задача сделать так, чтобы у молодежи был доступ и к продуктам масс­культуры, и к действительно художественным произведениям. Должны быть выбор и способность усваивать не только масскультуру, но и потребность прикасаться к глубокому и зрелому творчеству.

Все умеют играть в крестики-нолики (это легко: можно на бегу сыграть) и мало любителей игры в шахматы (уже сложнее: надо думать, нужен запас времени). Что выберет молодежь, которая в вечном цейтноте и дедлайнах?

Это реалии современной жизни. Она, кстати, весьма стрессогенна. Хронический стресс наблюдается у детей лет с четырех, когда их интенсивно начинают готовить к школе. А если психика перенапряжена, нервная система перевозбуждена, уровень гормонов радости снижен, люди хотят чего-то ненапрягающего. И тогда - здравствуй, масскультура!

Развивать критическое мышление

- Виртуальный мир для молодежи более предпочтителен, чем реальный. Чем это чревато?

- Понятно, что в виртуальном пространстве легче общаться. Нередко живое общение у молодежи подменяется ссылками на видео, "лайками" фотографий. Контакт глаза в глаза стал менее востребованным. Потребность показать в интернете, что едят, с кем тусят, какое мероприятие посетили, несколько чрезмерна, на мой взгляд. Потому что хочется интересных мыслей, оригинальных выводов, каких-то феерических осознаний про реальные достижения молодых…

Проснувшись, юноши и девушки в первую очередь берут в руки гаджет, а уж потом зубную щетку. Нарушен сон. Потому что в интернете столько всего увлекательного. И окунуться в это интересное ребята часто имеют возможность только глубокой ночью. А нарушения сна чреваты для здоровья. В сети юноши и девушки прыгают по сайтам, как птички с ветки на ветку. И это приводит к нарушению концентрации внимания, мышление становится поверхностным. Ребятам скучно исследовать одну тему, читать много букв, удерживать внимание на чем-то одном или серьезном.

В интернете легко нарваться на мошенников, людей с дурными наклонностями и преступными намерениями. Поэтому нужно, чтобы у молодых было развито критическое мышление.

Чтобы мы могли анализировать ситуацию, обратиться в какой-то момент за помощью, наша психика имеет фильтры восприятия. Благодаря им пропускаем в сознание не всю входящую информацию, а подвергаем ее обработке. К сожалению, интернет формирует неразборчивость и всеядность. И наши фильтры восприятия дают сбои. Поэтому в голове у молодежи иногда хаос и нет целостной картины мира.

Если развивать и укреплять у молодежи критическое мышление, делать их реальную жизнь интереснее виртуальной, с детства формировать привычку живого общения с семьей, друзьями, наполнять их деятельность в реале смысловым содержанием, они будут осознанно выбирать настоящую жизнь.

Как уберечь наших детей

- Что делать, если ребенок застрял в виртуальной реальности?

- Не только дети застревают в виртуальной реальности, целые семьи пропадают в ней. Если мама, устав от домашних хлопот, хочет немного "зависнуть" в интернете, она дает ребенку гаджет - и вуаля. Чадо в виртуальном пространстве чувствует себя значительно лучше, чем в скучном мире бытовых обязанностей и неинтересного общения на тему уроков, дороговизны товаров и склок между родственниками.

Итак, что делать? У ребенка должен быть дом, где ему комфортно, где его ждут и в котором на него у родных есть силы и время, присутствует неподдельный интерес к его внутреннему миру.

Отбирать гаджеты нет смысла: мы живем в эпоху тотальной компьютеризации. А вот дозировать и быть последовательными в своих правилах необходимо. Сделал уроки - получил доступ к интернет-ресурсам.

Компьютерная зависимость уродует психику детей (расстройство настроения, депрессии вплоть до суицида, аффективные реакции на незначительные раздражители или запрет поиграть в компьютерные игры).

Повод бить тревогу, если вы заметили, что ребенок

 особенно ярко предвкушает удовольствие от скорого погружения в компьютерную игру;

 веселеет, когда играет в компьютерные игры;

 требует увеличить продолжительность пребывания за компьютером;

 теряет интерес к живому общению с вами;

 раздражен, когда нет доступа к сети.

Здесь уже нужна работа психолога с волевым аспектом личности зависимого, направленная на улучшение навыков саморегуляции. Необходимо подращивать психологическую зрелость чада. Конечно, это требует самодисциплины от остальных членов семьи и общего ограничения времени, выделенного на компьютер. Наполните жизнь ребенка интересными для него занятиями вне компьютерного пространства.

Надо отметить, что на психику детей сильно влияет информация, которая их повсюду окружает. Искусно поданная ложь постепенно искажает нравственные нормы. А отличить ложь от правды, добро от зла дети еще не могут в силу неразвитости критического мышления. Каких-либо устойчивых навыков фильтрации у них нет. Информационная без­опасность детей целиком в зоне ответственности родителей, педагогов, СМИ и государства. Родители и преподаватели должны научить детей конкретному навыку самостоятельно анализировать информацию и уметь определять какая - безопасная, а какую следует отсечь. Родителям и педагогам нужно быть в доброжелательном альянсе друг с другом.

Невозможно переоценить значимость роли СМИ в защите детей от их вовлечения в любые преступные сообщества. Ответственность журналистов за публикуемый материал высока.

Если возникнет серьезный или затяжной конфликт с родителями, педагогами, сверстниками, ребенок будет искать тех, кто снимет с него этот груз. Вербовщики любого рода используют эту уязвимость детей из неблагополучных семей или в неблагоприятный для них период. Они применяют "эмоциональное заражение": сначала становятся "своими" - поддерживающими, заботливыми, понимающими, чтобы сделать ребенка послушным исполнителем своей злой воли.

Как изменить ситуацию? Есть такой термин "позитивная социализация", то есть ребенок успешно адаптирован в социальной среде, защищен и может проявлять здоровую социальную проактивность. Общение детей с педагогами и между собой в присутствии взрослых на классных часах, психологических тренингах, практикумах, участие во внешкольной деятельности - этапы формирования социальной зрелости.

Родителям на заметку

- Как  вести себя с под­ростком?

- Подросток - это ребенок 10-19 лет. Но подлинный подростковый возраст - от 12 до 16 лет. Сложный период: перед нами уже не ребенок, но еще и не взрослый. В нем присутствуют черты и того, и другого. И не всегда окружающим просто угадать, какая последует реакция у подростка: из его взрослеющей части или он провалится в детскую? Это питательная почва для внутрисемейных конф­ликтов и с чужими людьми.

Тинейджеру с самим собой непросто. Он не может понимать других, пока не разберется в себе. А чтобы стать авторитетной личностью, ему следует отбросить значимость родителей. Поэтому подро­стки обесценивают родительское мнение, борются с их взглядами. Это просто нужно пережить. Подростковый нигилизм - вещь крайне неприятная, но неизбежная. В такой период родители, скорее, источник удовлетворения потребностей ребенка, но не предмет его мыслей, заботы, любви.

Подростки колючие, неудобные... и очень нуждаются в родительской любви, которую оценят много позже.

А пока ребенка начинает сильно беспокоить его внешность. Ему важно понравиться. Или другая крайность - эпатажность, любой ценой быть не таким, как все. Эксперименты с внешностью в этом возрасте тоже надо пережить как неизбежное, зная, что так будет не всегда.

Постарайтесь к вступлению детей в подростковый период сохранить свой авторитет в их глазах. Разговаривайте с ними. Расскажите о своем проживании отрочества, какие трудности были у вас и как вы с ними справлялись. Покажите ребенку, что вы всегда на его стороне. Однако непослушание неприемлемо, учите чадо договариваться с вами, уважать личные границы других людей. Сами тоже уважайте его. Например, нельзя копаться в его вещах, заходить в комнату, не дождавшись приглашения. В этот период родителям нелишне обращаться к фразе мудрого царя Соломона: "Все проходит. Пройдет и это".

Беседовала

Юлия Сарымсакова.