За последние несколько лет, сравнительно короткий с исторической точки зрения промежуток времени, произошло важное неожиданное событие: на политической карте мира появился Новый Узбекистан.
Государство, ранее описываемое в качестве одного из последних уцелевших островов советского тоталитарного режима, оставшееся в стороне от проспектов человеческой цивилизации, отказавшееся от человеческого развития, насколько это возможно, от изменений, реальных реформ, стало одним из лидеров мировых реформ, выбрав паллиативные меры в качестве своей «собственной модели». На международной арене возродился Узбекистан, имеющий совершенно иной имидж. Авторитет и влияние страны в мире поднялись до беспрецедентного уровня.
Смелые изменения, инициированные Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым, определили новую идеологию, уникальную парадигму развития нашего общества и государства.
Прекращена политика инертности, застоя, медлительности и сокрытия проблем и конфликтов, свойственная развитию страны в течение многих лет. Понятия «поэтапно», «шаг за шагом», которые укоренились в повседневной жизни, забыты, и сегодня интенсивно проводятся глубокие реформы.
В обществе создана новая среда. Возникла беспрецедентная общественная и политическая жизнь, активизировались средства массовой информации и гражданское общество.
Самое главное, люди начали осознавать свою свободу и права, усиливаются их чувства сопричастности и ответственности за судьбу общества.
Президент Шавкат Мирзиёев выдвинул призывающую к действиям идею «От национального возрождения - к национальному развитию». Это имеет очень глубокий смысл. Завершился этап национального возрождения, самосознания, восстановления основ нашей национальной государственности. Теперь настал период восстановления исторической значимости Узбекистана, его роли в цивилизации, обеспечения уровня развития, соответствующего генетическому человеческому потенциалу узбекского народа, процветанию Третьего Ренессанса.
Это не просто слоган или общий призыв. Есть четкие направления, конкретные программы. Прежде всего мы должны сделать выводы из уроков предыдущих Ренессансов и согласовать свои действия с требованиями, императивами нашего времени.
В предыдущие два периода Ренессанса наш край был одним из самых развитых государств, по статусу не имеющим себе равных. Ни одна другая страна в те годы не могла сравниться с его политическим, военным, экономическим, научным потенциалом.
Согласно источникам, в период Первого Ренессанса, то есть в IX-X веках, монета дирхам, отчеканенная в Самарканде, составляла одну треть денежного оборота в обращении во всей Европе и на Ближнем Востоке. Известно, что даже скандинавские викинги стремились обменять свою долю на дирхамы. Другими словами, самаркандский дирхам в то время имел большую ценность, выполнял функции общепризнанного международного средства обмена и международной валюты. В нем воплотились статус, потенциал того государства, доверие к нему, его экономическому могуществу и силе.
Естественно, для нас сегодня важен вопрос: что стоит за великими достижениями того времени? Какие факторы способствовали Ренессансу Центральной Азии? Что способствовало его прекращению?
Осознавая свое бессилие в том, чтобы дать точный ответ на эти сложные вопросы, я хотел бы поделиться с вами некоторыми своими мыслями по этому поводу.
Во-первых, антропоцентризм - это характерная черта всех эпох Ренессанса, которые видело человечество, - всех эпох Возрождения в Европе, мусульманском мире, Центральной Азии.
Во всех эпохах наука, образование и культура основывались на гуманистических идеях, в первую очередь мирового характера, и имели рациональное содержание. В центре научных исследований, культуры и развития искусства выступает его величество Человек, его жизнь и деятельность, мысли и чувства, надежды и желания, проблемы и противоречия.
Из этого вывод: Ренессанс начинается с обеспечения человеческих потребностей, свобод и прав.
Не случайно на протяжении последних четырех лет в нашей стране этому направлению уделяется особое внимание.
Последовательно реализуется Национальная стратегия в области прав человека. Принят ряд правовых и институциональных мер для обеспечения свободы религии. В судебно-правовой системе укореняется процесс гуманизма, и теперь она становится не только пенитенциарным учреждением, но и институтом защиты прав и свобод человека. Достигнуты практические результаты по ликвидации случаев принудительного труда. Политика гендерного равенства стала приоритетным вопросом. Усиливается роль женщин в государственном управлении. Число женщин-депутатов в нашем новом парламенте увеличилось вдвое. Беспрецедентная борьба с коррупцией вышла на новый этап.
В октябре впервые в истории национальной государственности наша страна избрана членом Совета по правам человека, одного из основных органов Организации Объединенных Наций.
Во-вторых, в период Первого Ренессанса в Центральной Азии был расцвет Исламского просвещения. Беспрецедентный подъем науки и искусства в то время был связан с тем, что на нашей земле утвердился культ знания, просвещения и науки.
В суре «Алак» каждому мусульманину велено стремиться к знаниям. В первых стихах раскрываются следующие слова: «Читай! И Господь твой Самый Великодушный, который научил каламом!»
Сегодня в нашей стране усиливается стремление к получению знаний, пропитанных Просвещенным исламом.
Возрождается любовь к книгам.
На днях принято постановление Кабинета Министров «Об утверждении Национальной программы развития и поддержки культуры чтения на 2020-2025 годы». Цель программы заключается в увеличении количества активных читателей, повышении интеллектуального потенциала населения, особенно подрастающего поколения, путем развития культуры чтения, последовательной и эффективной организации системы поддержки деятельности творческих людей, издателей и распространителей книг.
Система образования кардинально реформируется на основе идеи о том, что «Новый Узбекистан начинается с порога школы». Заработная плата педагогических работников за последние четыре года увеличилась в полтора раза, при этом 15 тысяч учителей-мужчин вернулись в школу. Принимаются целенаправленные меры по повышению статуса и авторитета учителей в обществе.
Школы модернизируются. Около 6 тысяч из них подключены к быстрому интернету. Растет количество школ, специализирующихся на естественных науках. Только в этом году построено 56 математических и 27 химико-биологических школ. В следующем году откроются 82 школы по углубленному изучению информационно-коммуникационных технологий.
Система образования диверсифицируется: за три года количество частных школ увеличилось в шесть раз.
В-третьих, эпоха Ренессанса в Центральной Азии связана с возникновением периода Просвещения, когда общество объединило одновременно талантливых, стремящихся к знаниям, свободно мыслящих людей, поддерживаемых и поощряемых государством.
Наука, инновации - фундамент каждого Ренессанса.
В современном мире конкуренция становится все более острой. Конкурентоспособность в период Четвертой промышленной революции связана только с широким внедрением современной науки и инноваций.
Инновации - это не добровольное решение, связанное с желанием сегодняшнего дня, а необходимость, требование времени, вопрос жизни и смерти, определяющий судьбу страны и общества.
За последние четыре года в стране открыто 43 новых высших образовательных учреждения, их количество выросло до 125. В этом году около полутора миллионов представителей молодежи подали документы для поступления в вузы. Это на 40 процентов больше, чем в прошлом.
Развитие нашего родного языка, являющегося символом национальной государственности и самобытности, превращение его в полноценный современный язык науки и высшего образования останется наиболее актуальным направлением Третьего Ренессанса.
Когда-то расцвет науки в Центральной Азии был обусловлен городской цивилизацией. Известно, что греческий географ Страбон в I веке нашей эры описал наш регион как «край 1000 городов».
Не случайно программа урбанизации в Узбекистане является одним из важнейших направлений деятельности правительства.
В свое время эффективность научных исследований была связана со связью науки с практикой. Многие исследователи описывают этот регион как «гидравлическую цивилизацию» и жизненные потребности, то есть проблемы, связанные со строительством и эксплуатацией сложных гидротехнических сооружений, отметив развитие ряда естественных наук.
В последние годы узбекские ученые добились ряда достижений в области фундаментальной науки и применения ее результатов на практике.
В-четвертых, Первый и Второй Ренессансы были продуктом свободной мысли в обществе. Созданные неповторимые научные и культурные шедевры являются результатом активной интеллектуальной жизни.
Ибн Сина, Беруни и другие мутазилиты не побоялись поставить самые сложные вопросы перед научным сообществом. Они смело смогли открыто спорить с представителями фанатичных, нерациональных течений, благодаря чему покорили вершины науки.
Эпоха Возрождения - Ренессанс противоположна монополии мнения и требует плюрализма идей.
Сегодня в нашем обществе укореняются принципы либерализации, свободы слова и печати, открытости и прозрачности. Еще раз хочу подчеркнуть, что этот процесс необратим.
Средства массовой информации играют все более активную роль в информировании населения о деятельности правительства и в то же время в доведении до него взглядов, надежд, несогласия людей, а также обеспечении прозрачности власти. Это одновременно является фактором совершенствования системы государственного управления и устойчивого развития общества.
В-пятых, Ренессанс - один из решающих факторов, когда мы говорим о периоде пробуждения. Это открытость миру и широкий масштаб внешних связей.
Предыдущие эпохи Ренессанса характеризовались появлением общего культурного, гуманитарного пространства в большом макрорегионе. Постоянный международный диалог и культурный обмен, которые всегда характерны для нашего региона, способствовали формированию у нашего народа своеобразного менталитета. Среди его признаков можно указать толерантность, почти полное отсутствие ксенофобии и религиозного фанатизма, открытость другим культурам, мировоззрениям и инновациям.
Кроме того, торговля на дальние расстояния сыграла важную роль в подъеме и процветании Центральной Азии. Великий шелковый путь служил не только обмену товарами, но и являлся средством обогащения культуры, идей и научных открытий. Такое исчезновение статуса, как связующего звена в международной торговле, стало причиной того, что Узбекистан в последующие средние века превратился в отсталую страну.
Не случайно сегодня внешняя политика обновленного Узбекистана направлена на открытость и развитие во всех сферах международных отношений: на Западе и Востоке, Юге и Севере.
Выступая на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, лидер Узбекистана отметил древнее и богатое культурное наследие региона и его глобальное значение, предложил провести в следующем году в древней Хиве совместно с ЮНЕСКО Международный форум «Центральная Азия на перекрестке мировых цивилизаций».
В-шестых, история доказывает, что развитие общества, науки зависит от политической среды в стране, политической воли, мировоззрения, подхода и личной позиции главы государства.
В последние годы руководитель Узбекистана самыми влиятельными странами и авторитетными международными организациями был признан в мире как человек новой формации, достигший высокой репутации.
Основная политическая платформа и главная цель Президента Узбекистана Ш. Мирзиёева как главы государства - превратить Узбекистан в развитую страну и добиться этого за счет ускоренных реформ, науки, просвещения и инноваций.
Это важнейшая гарантия повышения статуса страны, продвижения наших национальных целей.
Заключение:
На мой взгляд, эскалация процессов в Узбекистане знаменует начало периода пробуждения в стране, ведь реформы, проводимые в республике, знаменуют начало эпохи Возрождения в стране. Третий Ренессанс - это не вопрос долгосрочной перспективы, а реальное событие, которое постоянно совершенствуется в данный момент в каждой ячейке общества.
Содик Сафоев.
Первый заместитель Председателя Сената Олий Мажлиса.