Конституция нашего независимого государства

Фундамент правового государства

Принятие в декабре 1992 года Конституции Республики Узбекистан повлекло за собой качественное изменение системы законодательства. Оно проявилось в обновлении ценностных ориентиров общественного и государственно-правового развития, нормативных предписаний. Происходящие на современном этапе изменения в законодательстве актуализировали вопрос о формировании внутренне согласованной национальной системы права, основу которой составляет конституционное законодательство.

Известно, что среди правовых актов любого государства Конституция занимает особое место и выступает в качестве общепризнанной платформы существования общества и представляет собой официальное выражение его интересов. Вместе с тем как Основной Закон государства Конституция является продуктом и орудием государственной власти. В этом аспекте Конституция во все времена вызывала оживленный интерес.

С обретением нашей страной независимости в 1991 году остро встал вопрос разработки и принятия полноценной Конституции в соответствии с целями и задачами формирования новой государственности и демократического переуст­ройства общества.

Необходимость принятия Основного Закона была осознана подавляющим большинством населения Узбекистана. Концепция и содержание конституционной реформы постоянно обсуждались в СМИ, на заседаниях парламента и в ходе научных дискуссий с участием органов самоуправления граждан, трудовых коллективов и специалистов в лице юристов, экономистов, политологов.

Конституция нашего независимого государства органично включила в себя основные принципы и нормы международного права, вытекающие из Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека 1948 года, международных пактов по правам человека.

Демократический характер Конституции Республики Узбекистан достаточно отчетливо просматривается в ее содержании. А структура основополагающего документа - последовательность разделов и их содержание - свидетельствует о конституционных приоритетах государственного и общественного строительства.

Хотя Преамбула и не содержит правовых норм, она имеет существенное значение для понимания смысла как Конституции в целом, так и ее отдельных статей, поскольку именно в ней изложены принципиальные идеи, определяющие сущность и назначение Основного Закона, из которых и вытекает его содержание.

Несомненно, принятая в 1992 году Конституция Республики Узбекистан позволила решить стоявшие перед обществом первоочередные задачи в критически важный переходный период. Во-первых, начать и осуществить модернизацию всей правовой системы: качественное изменение законодательства на основе использования мирового опыта при сохранении традиций и преемственности в собственном развитии. Во-вторых, идеи, заложенные в Конституции, оказали глубокое воздействие на формирование нового правового мышления и культуры, признание в общественном сознании демократических правовых ценностей и установок. В-третьих, в политико-правовом контексте этот документ стал рассматриваться в качестве юридического, узаконенного баланса интересов всех социальных слоев общества, которые обусловливают лежащую в основе Конституции волю народа.

Итак, первым правовым шагом на пути к конституционной независимости стало присвоение узбекскому языку статуса государственного. 21 октября 1989 года принят Закон «О Государственном языке Республики Узбекистан». Закрепленные в нем важные правовые положения позже были определены в статье 4 Конституции следующим образом: «Государственным языком Республики Узбекистан является узбекский язык. Республика Узбекистан обеспечивает уважительное отношение к языкам, обычаям и традициям наций и народностей, проживающих на ее территории, создание условий для их раз­вития».

Второй правовой шаг связан с учреждением института Президентства. Это очень важное в жизни нашей страны историческое событие свершилось 24 марта 1990 года.

Следующий шаг - создание государственных флага, герба и гимна Респуб­лики Узбекистан.

Принятие Конституции, учреждение должности Президента, объявление названия государства, принятие официальных государственных символов, наличие собственной валюты, столицы, языка, территории, гражданства, общенациональных праздников свидетельствовали о появлении на карте мира нового государства - Республики Узбекистан. Кроме того, укрепились основы конституционного правосудия.

По мнению отечественных и зарубежных экспертов, конституционное правосудие - важный качественный признак демократической государственности. Оно является высшей формой конституционного контроля, особым требованием, необходимым институтом современного демократического государства, который проявляется в качестве надежного залога обеспечения верховенства Конституции и создания в стране среды законности, гарантии прав и свобод человека.

В свою очередь конституционные суды призваны надежно защищать права и свободы человека, обеспечивать эффективное функционирование системы сдержек и противовесов между ветвями государственной власти, верховенства и защиты Конституции.

Конституционный суд Республики Узбекистан является органом судебной власти по рассмотрению дел о конституционности актов законодательной и исполнительной власти. Так, Закон «О внесении изменений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи 80, 93, 108 и 109)» и Конституционный закон «О Конституционном суде Республики Узбекистан» направлены на совершенствование конституционного правосудия согласно современным требованиям.

В соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах осуществляются масштабные реформы в судебно-правовой сфере, что требует также совершенствования деятельности Конституционного суда.

Конституционный закон «О Конституционном суде Республики Узбекистан» нацелен на повышение эффективности и авторитета, укрепление независимости Конституционного суда путем расширения его полномочий и дальнейшей демократизации порядка его формирования. В документе нашли отражение такие новые принципы, как верховенство Конституции, состязательность и равноправие сторон. Суть и содержание каждого принципа раскрыты в отдельных статьях.

Так, принцип верховенства Конституции гласит, что Конституционный суд всей своей деятельностью призван обеспечивать верховенство Конституции нашей республики, реализацию в актах законодательной и исполнительной власти конституционного принципа приоритета прав и свобод человека и других норм.

Мировая практика показывает: исходя из важной роли, занимаемой этими судами в жизни государства и общества, обеспечении сдержек и противовесов в системе государственной власти, политико-правовой значимости осуществляемых ими полномочий к их судьям предъявляются более высокие требования по возрасту и квалификации, чем к судьям других судов.

Так, в новом законе повышен возрастной ценз кандидата в судьи с 30 до 35 лет и закреплен предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет. Судьей Конституционного суда может быть избран гражданин Республики Узбекистан не моложе 35 лет из числа специалистов в области политики и права, обладающий высокими моральными качествами и необходимой квалификацией. Одно и то же лицо не может быть избрано судьей Конституционного суда более двух раз.

Внесены изменения и в порядок избрания судей Конституционного суда. Если ранее судьи избирались Сенатом по представлению Президента в составе председателя, заместителя председателя и членов Конституционного суда, то согласно новому порядку судья Конституционного суда избирается по представлению Президента Сенатом из числа лиц, рекомендованных Высшим судейским советом.

Кроме того, основания для досрочного прекращения полномочий судьи Конституционного суда унифицированы с основаниями досрочного прекращения полномочий судей судов общей юрисдикции, закрепленными в Законе «О судах». Документом закреплен правовой статус аппарата Конституционного суда, научно-консультативного совета при данном суде. Определено, что постановления, заключения и иные решения Конституционного суда публикуются в СМИ и на официальном веб-сайте, перечислены официальные источники опубликования решений Конституционного суда. Определено также, что судьи Конституционного суда заседают в специальной форменной одежде, описание и образец которой утверждаются Сенатом.

В целом новый закон способствует повышению эффективности деятельности и авторитета Конституционного суда, создает условия для выведения на качественно новый уровень работы по обеспечению верховенства Конституции республики.

Кроме того, на современном этапе Узбекистан привержен продолжению масштабных реформ под руководством Президента Шавката Мирзиёева и внесению вклада в продвижение прав человека во всем мире, а также совершенствование законодательства по правам человека не только в Узбекистане, но и мировом сообществе.

Так, в июне 2020-го утверждена Национальная стратегия Республики Узбекистан по правам человека. В этом направлении Президент, выступая на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, выдвинул ряд важных инициатив, в числе которых - разработка Международного кодекса о добровольных обязательствах государств в период пандемии, где должны быть прописаны обязательства стран перед своими гражданами и международными партнерами, и принятие Специальной резолюции ГА ООН о повышении роли парламентов в достижении ЦУР и обеспечении прав человека.

Хочется отметить, что делегаты Генеральной Ассамблеи ООН 13 октября текущего года избрали 15 новых членов Совета ООН по правам человека (СПЧ) на трехлетний срок начиная с 1 января 2021 года. Впервые членом СПЧ стал Узбекистан.

Будучи членом СПЧ ООН, Узбекистан еще раз обязался выводить тематику прав человека на самый высокий уровень внимания, тем самым укрепляя работу этого важнейшего механизма ООН. Также приняты обязательства укреплять региональное, интернациональное, международное сотрудничество в этой области. Осуществлять помощь другим государствам, которые в этом нуждаются. Это в очередной раз показывает то, что в новом Узбекистане совершенствуются и законы, и Конституция страны.

***

Конституция - надежный фундамент формирования правовой основы нашего суверенного государства, краеугольный камень национальной независимости. Сегодня сама жизнь, достигаемые страной успехи подтверждают, насколько правильными являются закрепленные в Основном Законе положения и принципы, отвечающие мечтам и чаяниям нашего народа, интересам сегодняшних и будущих поколений.

Фирюза Мухитдинова.
Профессор ТГЮУ. yuz.uz