Фото пресс-службы Национального университета Узбекистана.
Во время выступления на торжественном собрании, посвященном Дню учителей и наставников, 30 октября текущего года лидер страны отметил: «Мы сегодня поставили перед собой стратегическую задачу - создать фундамент Третьего Ренессанса и рассматриваем ее в качестве национальной идеи. Системы дошкольного, школьного, высшего и среднего специального образования, научных и культурных учреждений - это четыре взаимосвязанных звена будущего Ренессанса. Воспитателей детских садов, школьных учителей, профессоров и преподавателей, научную и творческую интеллигенцию мы считаем четырьмя важнейшими опорами в формировании эпохи нового Возрождения. Уверен, что уважаемые родители поддержат эту инициативу и, безусловно, станут пятым звеном, пятой опорой нового Ренессанса. И это послужит самой прочной основой развития нашей духовно-просветительской жизни».
Действительно, для здорового и качественного развития просто необходим контакт между всеми звеньями системы образования. Словно слаженный механизм, они должны готовить будущих передовых и конкурентоспособных специалистов самых разных сфер. Особенно это актуально для школ и высших учебных заведений, ведь первые выпускают студентов, а вторые принимают ребят и превращают в квалифицированных специалистов. На необходимость в данном сотрудничестве указано и в ряде официальных документов, например, в Указе лидера страны «О мерах по развитию сфер образования и воспитания, и науки в новый период развития Узбекистана» и постановлении главы государства «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы образования и воспитания», которые были подписаны Президентом 6 ноября 2020-го. В рамках исполнения данных и других документов Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека стал одним из первых вузов, проводящих системную работу по повышению качества образования, документально взяв на себя опекунство над десятью школами Алмазарского района с низкими показателями качества образования и поступления выпускников в высшие учебные заведения.
Университет разработал отдельную программу для их улучшения. В соответствии с ней составлен план-график непрерывной подготовки 1831 учителя математики, физики, химии, биологии, истории, русского языка и литературы в Национальном университете. Это станет хорошей возможностью для школьных педагогов не просто повысить квалификацию, но и узнать больше о современных методиках преподавания, поработать вместе с почетными профессорами и академиками.
Тем более НУУз - отечественный альма-матер - обладает нужными знаниями, навыками и опытом. Он ведет совместную деятельность со множеством государств, привлекает специалистов из-за рубежа. В заведении имеются программы учебы по обмену, притом действуют они в двустороннем порядке. Вместе с тем на территории университета открываются филиалы зарубежных вузов.
Также уделяется особое внимание профильным направлениям, чтобы из года в год подтверждать звание ведущего учреждения республики. Вот и совместная работа со школами согласно намеченному плану позволит раскрыть потенциал массы талантливых ребят и привлечет их после получения среднего образования к поступлению в НУУз. На данный момент важнейшая задача - создать систему подготовки кадров, основанную на академическом опыте. В частности, совместно с городским, районным отделом народного образования разработаны «дорожная карта», план действий по изучению учебно-воспитательного процесса и текущей ситуации в школе, выявлению существующих проблем, по диагностике знаний и потенциала учителей, повышению их квалификации и оказание методической помощи.
- В соответствии с планом действий к каждой средней школе, взятой на попечение, будут прикреплены соответствующие факультеты и кафедры, - поделилась начальник информационной службы НУУз Махлиё Мирсоатова. - Запланирована финансовая поддержка для повышения квалификации учителей в срезе предметов путем улучшения их профессиональных навыков и оказания методической помощи, внедрения системы «учитель-ученик» между профессорами - преподавателями вуза и школьными учителями. Еще одна наша цель - повышение статуса учителей, их материальное стимулирование и поощрение. Большим и важным шагом станет и проведение в нашем заведении спортивных соревнований и творческих вечеров в рамках пяти инициатив, выдвинутых Президентом, а вместе с тем и научных олимпиад, победители которых смогут претендовать на специально учрежденные университетские стипендии. В планах также организация дня университета для школ, дополнительных курсов в целях подготовки старшеклассников к поступлению, вовлечения их в работу в наших учебных лабораториях. Помогаем самим школам с покупкой необходимых для качественного обучения пособий. Например, в ходе визита в среднюю школу № 219 Алмазарского района Национальный университет Узбекистана передал в дар интерактивную доску, полностью оснащенный компьютерный класс, художественную и учебную литературу.
Это все, как считают преподаватели вуза, крайне важно. Практическая работа, знакомство с университетом позволят завтрашним студентам попрактиковаться, ведь многие юноши и девушки, поступающие на учебу, отлично знают теоретический материал, но ни разу в жизни не были свидетелями даже самых простых научных экспериментов, не имеют в этом направлении никакого опыта.
Естественно, таких студентов гораздо обучать сложнее, им приходится объяснять основы предметов, помогать обращаться с простейшим оборудованием. В свою очередь создание школ, специализирующихся на определенных направлениях, закрепление их за кураторами - соответствующими факультетами, а также налаживание совместной работы - огромное изменение, которое имеет потенциал в разы увеличить продуктивность всех звеньев данной цепочки. В рамках этого сотрудничества под руководством ректора Национального университета Узбекистана Авазжона Марахимова деканы факультетов и заведующие кафедрами посещают школы, беседуют с их сотрудниками и учениками, контролируют процесс повышения качества образования.
А в результате - еще больше возможностей, планов и свершений. Особенно значимы и символичны подобные инициативы с учетом того, что проводятся они в рамках Государственной программы «Год развития науки, просвещения и цифровой экономики». Это, как отмечают представители сферы образования, - огромная честь и ответственность для ученых, а также большие возможности для ребят, которые только начали постигать науки и находятся в поисках себя и нужной професии. Условия созданы, теперь остается использовать предоставленные возможности, применяя инновационные технологии, опираясь на усовершенствованную систему непрерывного образования.
Сабина Алимова.
«Правда Востока». yuz.uz