Нас всегда учили, что альтруизм — это хорошее качество, но автор романа «Атлант расправил плечи» считала иначе. Рассказываем, как девочка из Санкт-Петербурга стала всемирно известной писательницей и философом и почему многим женщинам может быть полезна её теория.
Как Алиса Розенбаум из Петербурга стала Айн Рэнд?
Что такое объективизм?
«Моя философия — это концепция представления человека о себе как о героическом существе, в котором его собственное счастье является нравственной целью его жизни, продуктивные достижения — его благороднейшей деятельностью, а разум — единственным абсолютом»
Из книги «Концепция эгоизма»
Впервые Айн Рэнд представила объективизм в своих романах «Источник» и «Атлант расправил плечи». Как утверждала сама писательница, она жила по собственной философии с двух с половиной лет.
Главный герой объективизма — созидающий человек. Он отвечает за свою жизнь, познаёт мир и стремится к личному счастью. Ему не нужна помощь других, так как он обладает самым главным инструментом — разумом. Разум Рэнд считала наивысшей ценностью человечества.
С помощью разума человек может осознавать эмоции и управлять ими (но не подавлять). Это значит, что эмоции не выступают основным источником для принятия решений. А сосуществование эмоций и разума создаёт гармоничную личность, так как конфликт между сознательной и бессознательной частями психики отсутствует.
Всё это становится возможным, когда человек ценит личность. Он не позволяет использовать себя для достижения целей других людей и не использует кого-либо для своих.
«Худшее, что происходит сегодня, — это нападки на умения и таланты людей. Я считаю аморальным травить человека не из-за его пороков, а из-за добродетелей. Добиться успеха в любой отрасли рациональной деятельности — это большое достоинство. Но люди могут нападать на вас за то, что вы применили свои способности, много работали, были амбициозны. Они хотят, чтобы вы чувствовали себя виноватым за это» из интервью Тому Снайдеру
Почему быть эгоистом не стыдно, а с альтруизмом что-то не так?
Слыша слово «эгоист», многие представляют чёрствого человека, который действует только в угоду своим потребностям и вредит при этом другим. Нас с детства учили, что быть эгоистом — не столько обидно, сколько стыдно. И когда вы не готовы менять свои планы ради других, выполнять чужие задачи по работе и даже рожать детей — скорее всего, на вас повесят именно этот ярлык.
Айн Рэнд считала, что общество исказило понятие «эгоизм».
«Значимость эгоизма в том, что вы цените себя, живёте в согласии со своей природой и собственными суждениями. Вы уважаете свой разум, свою способность делать правильные вещи. Уважаете возможность быть морально добродетельным человеком. И относитесь к себе как к ценности, которую нужно беречь»
Альтруизм — готовность бескорыстно действовать на пользу других, не считаясь со своими интересами — Рэнд считала худшим из зол. И противопоставляла ему свою философию объективизма.
Когда интересы общества провозглашаются более значимыми, чем личные, получается, что человек не имеет морального права жить ради себя самого.
Обязанность жить для других порождает неудовлетворённые потребности и желания. Когда что-то не складывается, мы злимся на других и чувствуем, что они нам должны.
Мы играли по правилам, заботились о счастье других, а эти «другие» не делают того же в ответ. Кажется, нас надули.
Рэнд называла альтруизм моральным каннибализмом, который делает людей жертвенными животными. Она осуждала само понятие, при котором счастье одного человека требует страданий другого. Писательница считала, что разумные интересы людей не станут противоречить друг другу. Но даже если возникнут споры, их можно решить переговорами или свободной конкуренцией.
«Вы можете делать людей счастливыми, если эти люди что-то значат для вас. Но вы не должны любить всех. Да вы и не сможете, это бессмысленное утверждение. Любить можно только того, кого ты ценишь»
Айн Рэнд считала, что каждый может быть разумным эгоистом. Нужно только понимать, что значит это слово.
С её точки зрения, эгоист — это человек, который следует своим целям, руководствуется разумом, а не сиюминутными прихотями и эмоциями. Он отвергает самопожертвование и готов усердно работать ради своего счастья. Не ждёт, когда другие сделают его счастливым. И отказывается брать на себя ответственность за каждого лентяя, который ищет спасения у других.
Это не значит, что разумный эгоист ни о ком не заботится. Объективизм не отрицает любви. Но отношения строятся исключительно на добровольных началах: партнёры вместе, потому что ценят и уважают друг друга, и ни один из них не просит другого жить ради себя.
Философия альтруизма, напротив, порождает искажённое понятие любви: что человека нужно любить за недостатки, а не за достоинства. Это считается благородной жертвой, но партнёры редко оценивают этот широкий жест. Такая любовь чаще оставляет только страдания.
«Допустим, кто-то говорит вам: „Я люблю тебя, потому что ты плохой. Я буду любить тебя и принесу себя в жертву“. Вы примете это? Я — нет. Это самые оскорбительные слова, которые только можно услышать. Но именно этого требует от нас альтруизм»