«Молодец!»
Исследования показали, что такие стандартные фразы, как «молодец», «хорошая девочка» или «отлично», часто произносимые тогда, когда ребенок с чем-то успешно справился, делают его зависимым от родительской похвалы, а не от собственной мотивации.
«Старайся больше, и все получится»
Эта фраза не может мотивировать ребенка в должной мере. Произнося ее и подобные ей формулировки («Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Чем больше будешь делать, тем лучше будет получаться», «Больше практики» и т.п.), вы невольно настраиваете ребенка на то, что если он будет прикладывать больше усилий, у него обязательно все получится. Но в жизни часто происходит совсем по-другому.
«Не плачь, все хорошо!»
Эти слова мы инстинктивно произносим довольно часто. Например, если малыш упал, мы стараемся его успокоить, что с ним все в порядке, что это просто царапина. Или когда он напуган чем-то, мы уверяем его, что все хорошо.
«Поторопись!»
Это не значит, что вы не должны торопить ребенка, когда вы опаздываете. Следует лишь смягчить приказной тон и показать, что вы в одной команде, что вы не выставляете его виновником вашего опоздания.
«Мы не можем себе этого позволить»
Некоторые психологи вовсе не против этой фразы. Ведь, по их мнению, она объясняет ребенку, что родители не все могут купить по первому требованию. Но есть и такие, которые считают, что подобная фраза может вызвать у ребенка тревожность, неуверенность в родителях.
«Не общайся с незнакомыми людьми»
Нам кажется, что предостерегающий смысл этой фразы абсолютно понятен. Нельзя разговаривать с незнакомцами, и все тут, что здесь можно не понять? Но ребенок может воспринимать эти слова буквально, и если вдруг ему понадобится помощь полицейских, пожарных или врачей, он будет сопротивляться общению.
«Будь осторожнее!»
Мы автоматически говорим это детям, когда они катаются на горках, велосипедах, самокатах и т.п. Но порой случается так, что данная фраза, сказанная под руку, да еще встревоженным голосом, только отвлекает ребенка от прохождения препятствия или управления самокатом и становится причиной падения.
«Никакого десерта, пока не съешь ужин!»
Практически каждый из нас предпочтет вкусное, а не полезное. Но у взрослых пищевые привычки и правила уже сформированы. У детей же они пока только формируются. Если постоянно настаивать, что надо есть кашу, чтобы получить шоколад, можно вызвать стойкое отвращение к ней на всю жизнь.
«Мне надо заняться спортом»
Эти слова тоже формируют отношение, но уже к своему телу и физическому здоровью. Когда вы говорите о том, что вам необходимо идти на пробежку, таким тоном, будто для вас это тяжкое испытание, или жалуетесь на то, что придется заниматься в спортзале, ребенок начинает негативно относиться к спорту вообще, даже не осознавая этого.
«Давай я тебе помогу»
Если ваш ребенок изо всех сил старается построить башню из конструктора или закончить головоломку, естественно, что вам хочется помочь ему. Но поспешив со своей помощью слишком рано, вы можете подорвать независимость вашего ребенка, и в дальнейшем он всегда будет ждать помощи и ответов от других.