На соревнованиях у спортсмена есть только одна главная цель – показать все, на что он способен, и реализовать достигнутую на тренировках подготовленность. Но, что мешает достигать поставленных задач на самих соревнованиях? – высокий уровень стресса.
Почему так происходит и что тому причиной, разбираемся в сегодняшней статье.

Успешность выступления на соревнованиях зависит не только от уровня подготовленности спортсмена, но и от того, в каком состоянии он будет находиться. Известно немало случаев, когда, имея хорошую подготовленность и показывая на тренировках высокие результаты, на соревнованиях спортсмен выступает значительно хуже из-за стресса, перевозбуждения, или «мандража».
Действительно, чтобы спортсмен смог в полной мере реализовать свои физические, технико-тактические способности, навыки и умения, суметь вскрыть резервные возможности как обязательный элемент соревнования, ему необходимо психологически готовиться к определенным стрессовым факторам спортивной деятельности.

Сегодня, стресс связывают не только с не специфичностью реакции организма на действие раздражителей различной природы и характера, но и с понятием адаптации к этим раздражителям для поддержания гомеостаза. Стресс выступает как реакция организма, сигнализирующая об опасности.
Спортивные соревнования являются выраженной стрессовой ситуацией, и в первую очередь это связано с тем, какие в данных соревнованиях задачи поставлены перед спортсменом и какими он располагает в настоящее время возможностями для их реализации. При этом особое значение имеет не просто объективная трудность решаемой задачи, а прежде всего вероятностная оценка спортсменом возможности ее выполнения. Соответственно основной причиной возникновения стресса в соревновательной деятельности является субъективное ощущение несоответствия задач, стоящих перед спортсменом, и его возможностей.

В данном случае, стресс является продуктом сознания спортсмена, его образа мыслей и оценки собственных возможностей, уровня тренированности, обученности и готовности к саморегуляции своего поведения в экстремальных условиях соревнования. Это позволяет считать его психическим стрессом, в отличие от реакций организма непосредственно на нагрузку и сразу после её окончания, которые могут быть обозначены как физиологический стресс.

Таким образом, психический стресс – это состояние чрезмерной психической напряжённости и дезорганизации поведения, развивающееся под воздействием или реальной угрозы, или реально действующих экстремальных стресс-факторов спортивной деятельности.
Из чего можно сделать вывод, что стресс, возникающий у спортсменов в связи с участием в спортивных соревнованиях – это сложное психофизиологическое состояние личности

Независимо от того, какие чувства и эмоции вызывает триггер – усталость, боль, страх, или гнев – реакция будет похожей: усиливается деятельность эндокринной системы, гормональная активность резко повышается, происходит выброс стероидных гормонов, что в свою очередь приводит к изменениям во многих функциональных системах: учащается пульс и темп дыхания, повышается артериальное давление и тонус мышц, появляется тремор, ухудшается кинестетическая чувствительность, движения становятся менее координированными и менее экономичными. Кроме того, ухудшается «интеллектуальный» контроль над поведением, затрудняется распределение и переключение внимания, снижается критичность оценки своих действий, возможны неадекватные решения.

К факторам стресса спортивной деятельности относят:

 Спортивную борьбу, носящую соревновательный характер, направленный на завоевание рекорда или победы над соперником;
 Максимальное напряжение всех физических и психических сил спортсмена во время спортивной борьбы, без чего нельзя добиться победы;
 Длительный, систематический, упорный тренировочный процесс, вносящий серьезные коррективы в режим жизни спортсмена.

К стресс-факторам кратковременного действия относят:

• страх (при выполнении упражнения, в котором раннее была получена травма; при встрече с явным фаворитом; при неблагоприятном прогнозе и т. д.);
• неприятные физические ощущения (боль, усталость и т. д.);
• темп и скорость (необоснованно завышенные ставки на рекордный результат, информационная перегрузка, необходимость предельной силы и быстроты движений и т. д.);
• неудачи (ошибка в технике движения, неудачный старт и т. д.).
Стрессоры с длительным действием:
• риск и опасность, присутствующие при выполнении соревновательных действий (мото и автоспорт, прыжки с трамплина);
• длительная нагрузка, порождающая усталость (продолжительное выполнение упражнений на фоне нарастающего физического и психического утомления, монотонность условий);
• борьба (соревновательная деятельность, необходимость оперативного изменения стиля деятельности);
• изоляция (невозможность контактов во время соревнования, несоответствие командным требованиям
Известно, что более успешны в состоянии соревновательного стресса спортсмены, имеющие большой опыт и квалификацию.

С целью преодоления стресса в спортивной практике применяются:

• психологическое сопровождение спортсмена (спортивной команды). Здесь деятельность психолога, направлена на совершенствование психической для повышения эффективности тренировочного процесса и подготовки к соревнованиям;
• психологическая помощь спортсмену по решению проблем и трудностей, характерных для разных этапов спортивной карьеры: на этапе начальной спортивной специализации – несоответствие реального тренировочного процесса с представлениями юных спортсменов о нем и о выбранном виде спорта; на этапе углубленной тренировки – работа «на результат», связанная с выраженным ростом тренировочных нагрузок; на этапе высших достижений – переход из юношеского спорта во взрослый, спорт становится главным делом жизни; на этапе перехода в профессионалы – самостоятельная забота о поддержании своей спортивной формы; на этапе завершения спортивной карьеры (самый психологически сложный этап) – спортивные результаты долго не растут или начинают снижаться;
• консультирование спортсмена, и тренера (организация доверительного диалога со спортсменами и тренером, направление анализа стрессовой ситуации, предложение вариантов, показ последствий того или иного выбора, а также помощь спортсмену в поиске «внутренней опоры» для самостоятельного преодоления трудностей, а также консультация тренеров по волнующим их проблемам в работе с командой.
• лекции и занятия, направленные на повышение психологической грамотности и компетентности спортсмена и тренера.

Многие тренеры эффективно общаются со спортсменами и успешно решают возникающие проблемы. Однако следует учитывать, что возможности тренера по оказанию психологической помощи ограничены, а потому, не стоит пренебрегать помощью профессионального спортивного психолога.