AliBaba Group, одна из крупнейших корпораций в мире, основана в 1999 году. Еще будучи совсем молодой, но чрезвычайно перспективной и быстрорастущей компанией, в 2002 году она оказалась непосредственно затронутой вспышкой эпидемии вирусной атипичной пневмонии. Руководитель и основатель компании Джек Ма в связи с этим перевел более 400 сотрудников китайского офиса на карантин. Несмотря на такие серьезные факторы, тяжелое время не сказалось на росте компании. Ее бурное развитие только крепчало. В течение того же года появляются новые структуры компании. Такие как сервис доставки товаров на дом Taobao. На сегодняшний день этот портал занимает пятое место по посещаемости в Китае. Опыт компании во время карантина 2002 года и до текущего карантина, позволяет вынести множество важных уроков по работе в режиме удаленного доступа. Ниже примеры некоторых из них.

  1. Одна из серьезных опасностей работы на дистанционной основе – потенциальная «разобщенность» команды. «Чувство локтя», взаимопонимание и, главное, коллективный дух – неотъемлемые части слаженной и продуктивной работы коллектива. В Alibaba решением данной сложности стало проведение онлайн мероприятий. В компании гибко подошли к вопросу. Проведя серию тестов и экспериментов, для сотрудников были разработаны разные онлайн мероприятия по их интересам. Люди могли сами выбрать интересный им вариант проведения времени с коллегами  в режиме онлайн. Онлайн занятия йогой, танцами. Коллективные медитации. Челленджи и соревнования.
  2. Другим важным моментом удаленной работы является индивидуальное психологическое и, что немаловажно, физическое состояние каждого специалиста. Переход на дистанционной формат работы обозначает появление новых сложностей в работе каждого сотрудника. Тут присутствуют и физические факторы – сложности в налаживание графика при работе из дома, неудобная эргономика домашней мебели, отсутствие или нехватка нужного оснащения для работы. Так и психологические – ощущение «оторванности» от коллектива, рост тревоги и неопределенности.

В Alibaba не стали ждать, когда ситуация эскалирует и персонал будет вынужден сам обращаться за помощью. Одним из новшеств стало внедрение системы health check-in. Рабочий день начинался с проверки самочувствия и состояние сотрудников. Каждый специалист проходил специальный опрос, в котором узнавалось самочувствие и настроение, потенциальные выезды, технические аспекты и решение их проблем. Вся информация передавалась на обработку в специальный оперативный штаб, в который входили специалисты по административно-хозяйственным вопросам, специалисты IT поддержки и сотрудники HR отдела. Компания всячески старалась оказать поддержку своему коллективу. Людям доставляли необходимое оборудование, медикаменты и поддерживали психологически.

  1. Другим действием компании стало внедрение системы так называемого «мягкого» контроля рабочих процессов. Решение было принято после череды тестов различных менеджерских практик — от детального контроля с инструментами трекингов активности и детальных графиков до более «легких» корпоративных звонков.

Идея «мягкого» контроля заключалось в проведении ежедневных коротких видеоконференций с утра и кратких отчетов по итогам дня. Некоторая отчетность была переведена в публичный доступ. Все шаги были продиктованы желанием помочь сотрудникам легче отслеживать рабочий процесс, иметь возможность обсудить проделанную работу и отметить личностные и командные достижения. Все это без ненадобной интервенции в рабочий процесс сотрудников.

  1. Открытость – черта успешных современных компаний. Во время эпидемии атипичной вирусной пневмонии в компании Alibaba обнаружили, что обмен положительной информацией, прямые и честные разговоры между сотрудниками и менеджментом положительно влияют на мотивацию людей. Понимание ситуаций и видение плана действия со стороны руководства помогают сотрудникам избавляться от тревоги и снижает риск возникновения коллективных страхов.
  2. Очень интересным опытом компании Alibaba стал тот факт, что возвращение в офис после периода дистанционного формата работы такой же стресс для сотрудников, каким был и переход на удаленный формат. В целях сгладить процесс «реабилитации», сотрудникам было предложено часть дня работать из дома. Это позволило специалистам спокойней заново привыкнуть к работе в офисе.

 

Источник https://www.vedomosti.ru/career/blogs/2020/04/28/829167-uroki-alibaba