В жизни всегда есть место для подвига

Он - герой Второй мировой войны,  и его история доказывает, что даже самые сложные жизненные обстоятельства не могут встать между человеком и его судьбой, героическими поступками. Жизнь Сабира Рахимова - рассказ о стойкой личности, прошедшей через трудное сиротское детство, лишения и боль, чтобы найти силы для бесчисленных подвигов, командуя целой дивизией. Он родился 25 января 1902-го,  и в канун даты мы поговорим о сильном и волевом характере этой легендарной персоны, а также вспомним блестящий фильм о нем с Зикиром Мухамеджановым в главной роли…

На фото кадр из фильма "Генерал Рахимов".

Исходя из выбранного народом вектора исторические эпохи становятся яркими, запоминающимися или скоротечными, безликими. Немалая роль в этом отведена историкам, работникам культуры, СМИ. Память, как и чувства, надо тренировать. Чтобы духовные потребности людей не исчезли под давлением толстой брони физического бытия и материального благополучия, необходимо постоянно прикладывать усилия: уметь чувствовать, сопереживать, помнить, почитать, а самое лучшее передавать следующим поколениям.

Мысли о добром, светлом, героическом навевают воспоминания о Герое Узбеки­стана, народном артисте Зикире Мухамеджанове. В последний раз на прославленной сцене Узбекского Национального академического драматического театра (ранее театр имени Хамзы) он выступал в 90 лет.

Прошло более 50 лет с тех пор, как на большие экраны вышел художественный фильм "Генерал Рахимов", где главную роль сыграл Зикир Мухамеджанов, но по сей день в сердцах многих узбекистанцев он остается несгибаемым героем кинематографических и театральных подмостков. Для меня образ Сабира Рахимова приобрел реалистичность, особую значимость именно благодаря этой картине.

Эпохи проходят, герои остаются

25 января отмечается день рождения Сабира Рахимова. Да, сложно писать о человеке, которого знаешь лишь по скупым строчкам биографических данных и воспоминаниям однополчан, друзей. Но даже малые крупинки истории этого человека-легенды вселяют невероятную силу, жизнелюбие, надежду на лучшее.

...Сабир рано остался сиротой. Сначала отец, затем сестра с матерью покинули этот мир. Но на пути встречалось много добрых людей, оттого у мальчика тогда были и кров, и пища. В молодости он работал на Ташкентской ткацкой фабрике, веря, что его ждут лучшие времена.

И мечты юноши стали явью. В 1922 году он стал курсантом военной школы. Успехи его были столь значительны, что через три года парню доверили командовать взводом отдельного узбекского кавалерийского дивизиона. Наряду с учениями были и боевые походы. За проявленную храбрость, военные знания молодой кавалерист в 1926-м награжден первой боевой наградой - именным клинком.

Вторую мировую войну кадровый военный встретил в звании майора 104-го моторизованного полка 104-й танковой дивизии. За два года войны послужной список вырос. К апрелю 1943-го Сабир Рахимов был уже генерал-майором. Он не раз смотрел смерти в глаза. Ранения выбивали из строя, но ненадолго, каждый раз он вновь возвращался. Последним местом службы была 37-я гвардейская дивизия.  До победных минут не дожил чуть менее двух месяцев. Девятое ранение от рук вражеского минометчика было роковым.  И 25 мая 1945 года в Ташкенте предана земле урна с прахом Сабира Рахимова, посмерт­но получившего звание Героя.

Памятник военачальнику установлен возле Алмазарского районного хокимията Ташкента, хочется верить, совсем скоро обретет место в строящемся Парке Победы. Эпохи скоротечны, герои неизменны, но чтобы они оставались в памяти, надо прикладывать человеческие усилия - знать, почитать.

"Будь таким, как есть!"

Сценарий картины соз­дан на основе спектакля Камиля Яшена, поставленного после войны на сцене театра имени Хамзы. Рахимова там играл колоритный Шукур Бурханов, а его комиссара - наш герой Зикир Мухамеджанов.

Волею случая двадцать лет спустя последний воплотил на экране уже образ военачальника. А ведь по внешним данным артист не подходил на роль, да и кандидатура на основную роль утверждалась очень высокими инстанциями. Но режиссер фильма Захид Сабитов видел главного исполнителя именно в лице З. Мухамеджанова. Очень настаивая на этом исполнителе, он все же получил добро. Об этом и другом узнала из беседы с народным артис­том Зикиром Мухамеджановым, которую провела 15 лет назад, но материал тогда не сложился…

- Зикир-ака, какие трудности были при съемках фильма?

- В 1944 году, присутствуя на одном юбилейном мероприятии, увидел Сабира Рахимова, прибывшего на день с фронта. С ним я не был знаком, но как легендарная личность он вызывал у окружающих большой интерес. Тогда запомнил подтянутую, высокую, крепкую фигуру военачальника (он выше и здоровее меня), волевое лицо с опухшими веками - то ли от усталости и недосыпания, то ли от природы. Приступая к роли, рассказал режиссеру о своих впечатлениях. Сабитов успокоил: "Ничего, с ростом и объемом сладим".

 Костюмеры внутри кителя и шинели нашили ватные подушечки, а обувь снабдили высокими каблуками и платформой. Облачился в эту амуницию, но должного результата не получили. Мои неуклюжие пробежки, запрыгивания в машину во дворе киностудии заставили режиссера все же отказаться от накладных атрибутов в гардеробе. Он сказал: "Ты сам, как есть, будешь Сабиром Рахимовым". После чего вся киногруппа отправилась в Прибалтику, в местечко Цесис, что в ста километрах от Риги. Съемки в основном шли под нудным, непрекращающимся дождем при участии располагавшихся рядом воинских частей.

Сценарий и роли требовали игры вживую, среди натурных съемок. Пришлось даже учиться верховой езде. Жаль, что в последующем эти кадры не вошли в фильм. Еще особенно запомнилось то, как в студеную пору всей дивизией пересекали болотистую местность. С трудом выходил из ситуации, не помогали даже спиртовые обтирания: в итоге заболел. Кто только в больнице тогда не посетил меня! Однажды пришел мой боевой конь, с которым очень подружились.

- Кто вам помог в создании образа легендарного военачальника?

- Однополчанин - его однофамилец полковник Рахимов, а также супруга Гавхар-ханум стали живыми источниками информации. В беседе с ними для меня приоткрылась личность неординарного человека, каким являлся Сабир Рахимов. Его характер, манера поведения, пластика движения, мимика - все это взято на вооружение. После премьеры и выхода фильма в прокат мои консультанты признались, что был близок в отображении черт его характера - боевитости, решительности, мужества.

Важная деталь вхождения актера в роль - "притирка" к кинематографической одежде, которая должна смотреться естественно и гармонично с образом. По этой причине Сабитов велел постоянно ходить в армейском обмундировании. Будто надел эту одежду не сейчас, а в военное время, и не снимал сутками, месяцами.

В первые дни такого существования случались и казусы. У меня чин и психология рядового, а носимая одежда - не по званию. Первоначально младших офицер­ских чинов из реальных воинских частей шокировало, что первым отдавал им честь. Затем исправился: вел себя сообразно "званию".

Был и такой интересный случай. Каждая встреча в действительности с высшим офицерским составом вызывала во мне некоторое напряжение. Как-то навстречу мне шел служащий по рангу выше моего киношного звания. Я отдал ему честь, он в ответ кивнул. Пройдя шагов 20, остановился и обернулся. Он также стоял неподвижно и удивленно смотрел на меня. Мы двинулись навстречу друг другу. Настоящий генерал был поражен новому (а он всех тамошних высших чинов знал). Я признался, что таким образом мне приходится вживаться в образ. Он остался доволен, а затем я обрел в его лице хорошего приятеля, который с того момента был главным консультантом картины, так как в свое время с боями прошел всю Вторую мировую. Сыгранная роль, видимо, оказалась очень убедительной: в 1968 году на кинофестивале в Польше получил приз за лучшую мужскую роль.

* * *

Фильмы - как память, а люди в них - как память о правде и легендах. Они нужны во все времена, эти отечественные ленты, несущие свет, радость, героизм, милосердие, щедрость, очищающие слезы и историческую правду о простых гражданах Узбекистана. На экранах телевизоров должны быть картины, созданные нашими корифеями о недавней истории страны, в том числе и войне. Ведь таким образом познавая прошлое, мы понимаем настоящее, различаем грани будущего.

И сейчас, когда так заметна работа в этом направлении, когда дети узнают о героях прошлого, возвращается память о сложном, но таком важном для страны времени, подвигах настоящих героев, жизни истинных личностей. 

Муяссар Максудова.

https://pv.uz/ru/newspapers/v-zhizni-vsegda-est-mesto-dlja-podviga-