Спорт всегда был неотъемлемой частью жизни людей, и мы говорим не только о профессиональных атлетах, но и об особенном месте спорта, которое занимает в сердцах «обычных» людей. В особенности – футбола. Пожалуй, в каждом дворе дети часами напролёт играли в этот простой, но очень захватывающий вид спорта, а их родители, тем временем, с удовольствием «болели» за свои любимые команды по телевизору.
Популярность этого спорта была повсеместной, и даже в советских дворах, послевоенного времени, футбол помогал скрасить досуг детей и взрослых, и отвлечься от реалий «тяжелого» времени.
Такое трепетное отношение к данному спорту и попытался передать знаменитый советский художник из Украины – Сергей Григорьев.
Сергей писал картины в жанре соцреализма, то есть его задачей было передать дух времени «Советов», который был полностью пронизан амбициозными идеями партии. Данный жанр в живописи отличается особой эмоциональностью, «возвышенностью» и атлетизмом героев, и, возможно, многим напомнит произведения эллинистического периода.
Данная картина немного отличается от привычных жанров, так как показывает детей, которые еще не успели «обрасти» мускулами, но мы уже видим на их лицах весь спектр искренних, «взрослых» эмоций.
Григорьев написал эту картину уже будучи профессором и «матёрым» художником, а потому намерено преподнёс, казалось-бы, обыденный сюжет – таким захватывающим. Картина будто режиссирована – неподдельная сосредоточенность вратаря, болельщики, которые ожидают удара «футболиста», не вошедшего в кадр, собака, сжавшаяся в ожидании удара. Казалось бы, еще чуть-чуть, и картину можно даже считать трагической. Но здесь художник намеренно вписал в картину взрослого человека, который с улыбкой ожидает развязки ситуации, и как-бы контролирует её.
Таким образом, здесь достигается баланс между «серьёзностью» и игровым характером произведения.
И вот не понятно – эта картина о футболе, о жизни, или о детях.
О спорт – ты мир!
Сегодня, Полотно находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи и много раз экспонировалось на выставках в городах СССР и современной России, а также в Китае и США.