В любом узбекском доме можно найти десятки изделий из дерева, которые расписаны традиционными узорами, выполненными резьбой. Двери, колонны, потолки, балки, столы, столики, сундуки, шкатулки, люльки и прочее – всё это испещрено красивыми геометрическими узорами, на которых зодчие издревле демонстрировали свои навыки резьбы.

Способов резьбы несколько десятков, однако наиболее популярными являются следующие:

  • «Багдади» — изящные геометрический орнамент, который можно традиционно встретить в исполнении каёмок, дверей, а также столиках и сундучках.
  • «Паргори» — название происходит от слова на фарси «паргор» — циркуль, намекая нам, что в реализации данного узора ремесленник пользуется как раз данным инструментом. С помощью него можно создать не только круглые орнаменты, но и квадратные и даже треугольные. Узор отличается своей тонкостью и «нежностью».
  • «Ислими» — узор, который под силу только очень опытному мастеру, самый изящный и витиеватый вариант исполнения орнамента. Основные мотивы – растительные, а исполнение можно сравнить с 3D принтингом, так как орнамент имеет углубленный фон.

Исторически так сложилось, что центрами данного искусства были города Коканд, Ташкент и Хива, и именно поэтому в каждом из этих центров зодчества сложились свои традиции резьбы.

В узбекской традиции резьбы по дереву – основной задачей является подчеркнуть естественную красоту дерева, приумножая её достоинства, ведь каждый сруб обладает своим неповторимым орнаментом. Для данных целей выделяют, как правило следующий виды древесины: чинара, орех, карагач, арча, тополь, шелковица и абрикос.

Помимо резьбы следует также отметить и искусство росписи дерева, которым также украшены всевозможные колонны, столики, табуреты, ширмы, тумбочки, рамы и шкатулки.

Роспись служила не только эстетическим целям, но и визуально «облегчала» конструкции, если речь идёт об интерьерных элементах. Стоит также отметить, что в старину узбекские мастера работали исключительно с растительными красками собственного производства, изготовленными по авторским рецептам.

Наконец, венцом узбекской работы по дереву можно по праву считать и искусство росписи миниатюр, которые также используют различные техники: «ислими», «гирих», «мадохил» и «тумары». Здесь основными мотивами произведений были народные легенды, сказки, а также рубаи.

Вторя традициям, узбекские мастера и сегодня «ваяют» похожие произведения, используя золото, бронзу, а также растительные клеи такие, как абрикосовый и вишнёвый.