Уникальные памятники, отражающие наследие исламской цивилизации, находятся на территории Узбекистана, а именно в Самарканде, Бухаре, Хиве, Ташкенте, Кеше, Насафе, Термезе, Андижане, Маргилане и Коканде.
Сотрудник Музея центра исламской цивилизации в Узбекистане, профессор Ташкентского государственного педагогического университета С. Булатов рассказал об искусстве декорирования мозаикой в музейных экспонатах: «Наши соотечественники, которые посетили исторические и культурные памятники Самарканда, Бухары и Хивы, а также многие иностранные туристы поражены их великолепием и уникальностью, мастерством изображения орнаментов и узоров.
Украшение зданий узорами давно послужило обогащению духовного мировоззрения человека. Поэтому в архитектуре особое внимание уделяется декору зданий. Когда мы смотрим на уникальные архитектурные памятники, которые дошли до нас, мы видим, что искусство их украшения постоянно совершенствуется.
В исламе отсутствие поклонения изображению живых существ привело к формированию определенного стиля в изобразительном искусстве. В архитектуре искусство декора, особенно во времена правления Амира Темура, достигло своего апогея. В этот период в оформлении присутствуют разнообразные цвета и узоры. Слова из Священного Писания были написаны в определенных областях здания, обычно мастерами, которые овладели искусством каллиграфии.
В искусстве декорирования фасада зданий и интерьера особое внимание уделяется точной взаимосвязи геометрических структур, которые определяют общую гармонию архитектурных форм. Отделочные и работы по декору проводились одновременно при строительстве здания.
Одновременное использование обычного и декоративного узоров из плитки и мраморной резьбы сформировало целостное искусство. Круглое основание куполов украшено стихами из Корана, а верх декорирован бирюзовой плиткой. Отличительной чертой арабских букв является их гибкость и тиснение. Благодаря этому они одновременно выполняли не только просветительскую, но и эстетическую функцию. Надписи украшались золотым орнаментом.
Уникальный рисунок получался за счёт горизонтальной укладки глазурованных кирпичей вместе с керамикой.
Неотъемлемой частью декорации является витиеватость и сплетение растительных узоров в тандеме с синими и белыми плитками.
В памятниках Ширинбека-опы, Бибиханим и Туман опа, построенных во времена правления Амира Темура, наряду с живописью и каллиграфией были также фрески, изображающие сцены охоты, сражения и национальные праздники.
Тема изображения живых существ редко встречается в архитектурных памятниках. На крышах Ак-сарая можно встретить изображение Льва и Солнца, но оно является символическим. Во времена правления Темура и Улугбека интерьер здания также был другим. Стены и потолок, даже купол, украшались узорами. В зданиях, построенных во времена правления Тимура, преобладали синие и золотые цвета с роскошными узорами, в то время как во времена правления Улугбека обычными были синие узоры на белом фоне, напоминающие китайский фарфор.
В Самарканде, Бухаре, Хиве, Ташкенте и других регионах существовали свои архитектурные школы. В частности, самаркандские узоры отличались частым использованием цветов, листьев и стеблей. Бухарская школа живописи отличалась сложностью, совершенством и привлекательностью декоративных композиций.
Бухарские узоры отличаются тем, что сложные хитросплетения используются в четких, точных размерах с особым вниманием к гармонии листьев, плодов, цветов и лепестков. Несмотря на то, что художники из Хивы редко используют цвета в отделке зданий, они достигли невероятной элегантности. Представители Ферганской школы живописи были склонны к изображению плодов фисташек и граната, розы, ивы и миндаля в декоре здания. Архитектурные памятники в Ташкенте характеризуются элегантностью строительных конструкций и постепенным переходом цветов, а также широким использованием растительных рисунков.
Источник: http://dkm.gov.uz/ru/millij-kosinkorlik-durdonalari