В связи с пандемией коронавируса многие страны были вынуждены перейти на дистанционное обучение. С одной стороны – это отличный выход из сложной ситуации, когда весь мир находится на карантине. С другой же – учителя и родители сталкиваются с рядом проблем, так как данный способ коммуникации ранее не был опробован в большинстве учебных заведений. Соответственно, пока мало кто понимает, как сделать его наиболее продуктивным.
Основной проблемой онлайн-обучения является то, что детям очень сложно в течении длительного времени учиться без живого контакта с педагогом. Именно поэтому они так быстро теряют интерес к учёбе. К сожалению, помимо этой трудности, учителя во время онлайн-уроков сталкиваются и с другими. Сегодня мы рассмотрим некоторые из них, и попробуем найти самые эффективные решения.
Проблема № 1. Трудно доносить свои мысли до учеников и объяснять темы
Важным навыком в профессии педагога всегда считалось умение вовлечь учеников в занятие и донести до них новую информацию. Однако всё это возможно лишь при личном контакте. Когда харизматичный учитель может провести офлайн-занятие так, что его будут слушать как минимум 80% учеников. Что удаётся в меньшей степени на онлайн занятиях, так как шансов воздействовать на эмоции учеников становится меньше. Поэтому, им легче отвлечься и труднее сосредоточиться.
Решение: учителям следует проводить больше интерактива и регулярно вовлекать детей в активные обсуждения.
Проблема № 2. Трудно следить за большой группой учеников
Вывести на экран всех участников в большой группе одновременно невозможно. Из-за этого, некоторые из них, пользуясь тем, что их не видно, попросту занимаются своими делами. В отличие от взрослых студентов, дети не имеют ясной мотивации в получении знаний, и не обладают в таком возрасте навыком самодисциплины.
Решение: необходимо разделить класс на небольшие группы, а также сократить время занятий. Урок может длиться полчаса вместо 45 минут, а в классе будет 15 человек, а не 30. Тогда учитель сможет контролировать каждого ребёнка, а он в свою очередь сможет активнее участвовать на уроке.
Проблема № 3. Дети всё время говорят параллельно
В результате, после каждого слова эхо, как в горах, и в динамиках настоящая какофония.
Решение: выключать микрофоны у учеников в процессе объяснения темы, то есть тогда, когда им не нужно отвечать на вопрос, а только слушать педагога. Для этого сам учитель может поставить на mute любого ученика со своего аккаунта.
Проблема № 4. Дети играют в игры или переписываются в чате во время онлайн-урока
На онлайн-уроках у учеников намного больше шансов играть в игры, разговаривать или переписываться друг с другом. И чем меньше группа, тем легче это вовремя заметить.
Решение: установить на компьютеры детей специальные программы, дающие учителям возможность видеть, что они делают, и удаленно управлять их мониторами. Многие используют для этого Go Guardian, в американских школах используют ProctorU, а в российских – разные программы удаленного доступа.
Теперь несколько слов об ошибках, которые делают неопытные учителя в онлайн-обучении.
- Вместо собственных рассказов ставят видео и ждут вопросов после просмотра
Такой подход не работает, так как вначале смотрят видео с энтузиазмом, а спустя время устают, и либо просто отвлекаются, либо переключаются на что-то развлекательное. Во время занятия можно показывать ученикам только короткие видео, которые не помешают общению учеников друг с другом и с учителем.
- Дают задание, с расчётом на помощь родителей
Так делать категорически запрещено, потому что учить – это задача учителей, а не родителей, которым и без того трудно из-за того, что их ребенок сидит дома. Не нагружайте их дополнительно работой и не перекладывайте свои обязанности по обучению.
- Более свободное отношение по выбору тем уроков
При онлайн-обучении учителю надо быть гораздо более структурированным, чем во время оффлайн-занятия. Когда дети сидят дома, то им сложнее настроиться на занятие. И обязанность учителя им в этом помочь. Заранее сообщить темы занятий на ближайшую неделю, строго придерживаться расписания. Одеваться более формально. Всем своим видом показывать, что он настроен серьезно, и помогать детям сохранять такой же настрой.
Нельзя не принимать во внимание тот факт, что постоянный онлайн открывает новые возможности. А именно:
— Можно сделать учебу более увлекательной, благодаря использованию онлайн-инструментов.
— Привлечь больше новых учеников в онлайн-школу, ведь есть и такие дети, которым сложно было на оффлайн-занятиях. Среди таких учеников — дети с синдромом дефицита внимания или гиперактивностью.
— Работа в онлайн – прекрасный повод попробовать совместную удаленную работу. Например, дети могут вместе сделать презентацию или мультимедийный проект. Так, если проект делается в Google Documents, то учитель легко сможет увидеть, какие исправления ученики вносят в общий файл, насколько активно каждый участвует в коллективной работе.