Сильная, яркая и социально активная личность: что ее формирует?

Духовное просветительство

 

Сильная, яркая и социально активная личность:

что ее формирует?

В нашей стране большое внимание уделяется духовности.
3 мая 2019-го было принято Постановление главы государства
"О дополнительных мерах по повышению эффективности духовно-просветительской работы". Оно стало важным руководством к системной и результативной организации деятельности в этом направлении. Согласно документу для индивидуального, поэтапного подхода в воспитании подрастающего поколения внедряются Концепция непрерывного духовного воспитания и Методика определения и адресного оздоровления состояния социально-духовного климата в обществе.

Духовность оказывает гармоничное влияние на общую картину социума. Новые этические нормы и социальный разум предопределяют общее развитие и новые возможности. Каждое последующее поколение создает и развивает новую историю.

Духовность - это отражение таких критериев, как нация, осознание себя, традиций, национальной идеи, гуманности, патриотизма, народности, демократии и т.д. Благодаря обретению независимости узбекский народ стал владеть своими национальными богатствами и достопримечательностями. Создаются необходимые условия для воспитания молодежи патриотами и сильными личностями в условиях перехода к рыночным отношениям. Духовность в первую очередь начинается со служения Родине, нации, земле, уважения к памяти предков и национальным традициям, гордости своей историей, настоящим и будущим. Также духовность - когда народ верно трудится для перспективы своей страны. Наши жители известны гостеприимством, гуманностью, честью - это признаки высокой духовности. Главная актуальная задача государства - воспитать свободомыслящего, храброго и целеустремленного человека.

Углубление глобальных процессов в мире широко охватывает все сферы жизни, в первую очередь образовательную систему. Если прежде сила и мощь государства определялись его природными ресурсами и экономическим потенциалом, то в современном мире решающим фактором возможностей каждой державы, каждой нации являются знания и образованность, интеллектуальный и духовный потенциал.

Образование преследует множество целей, но что является главной? Это не просто профессиональная подготовка человека, а в первую очередь личностное развитие. Понимание своего места в мире, ценности, на которые нужно ориентироваться в своей деятельности. Все это зависит от качества образования и принципов, на которых оно строится.

На современном этапе важнейшей социально-политической задачей в этой области является возрождение и сохранение духовно-нравственного самосознания в обновленном обществе. Идет целенаправленное формирование глубоких духовно-патриотических чувств - любви к Родине, культуре, традициям и национальной истории, высокой ответственности за судьбу страны. Это помогает преодолеть национальный эгоцентризм и воспитать уважение к разным народам.

Образование в Узбекистане должно воспитать в человеке духовно-нравственные ценности, а он через них - прийти к усвоению общечеловеческих ценностей в мире и творчески самореализоваться.

Выбор ценностей - необходимое условие духовно-нравственной само- и социоидентификации личности нового поколения. При этом воспитание не навязывает те или иные ценности, а лишь создает благоприятную среду для их понимания и выбора. При переосмыслении ценностей особо значимыми является проблема духовно-нравственной ориентации учащихся на основе исторической памяти, осознания прошлого и настоящего при построении будущего и своей жизненной перспективы.

Фундаментом формирования целостной современной личности являются духовно-нравственная зрелость, социальная ответственность и высокий уровень патриотического самосознания человека. Именно это должно стать основой моделирования учебно-воспитательного процесса на базе ценностного подхода и способствовать формированию духовно-нравственных и патриотических чувств и ценностей у подростков.

Обновленное общество по праву наследует и развивает принципы духовности, выработанные человечеством. Трудолюбие, добро, творчество, честность, скромность, ответственность, гуманное отношение к окружающим, взаимное уважение, милосердие, совесть, сопереживание - все это структурные элементы духовной культуры.

Важнейшим средством формирования личности являются естественно-научные знания. Нравственное воспитание происходит главным образом в процессе их приобретения. Поэтому понятия, полученные при обучении, выступают необходимой основой формирования морально-этического сознания растущей личности. Однако становление человека не завершается с окончанием учебы в школе. Социально-этические нормы формируются под влиянием всех жизненных условий в процессе творческой трудовой деятельности.

Образование - необходимая основа социально-этических норм поведения личности в целом. Учреждения сферы не только вооружают учащихся глубокими и прочными знаниями, но и располагают большими возможностями для воспитания молодого поколения в духе гуманизма и национального самосознания.

Многие ученые-энциклопедисты уделяли большое внимание получению знаний и взращиванию в детях таких качеств, как страстное желание достичь высоких целей, умение ставить перед собой задачи и проявлять устойчивость в их решении, привычка творчески мыслить, проявление инициативности, самостоятельности. В целом такие черты позволяют ориентировать человека на достижение беспрерывного успеха. Это и есть результат целостного развития личности, утверждали средневековые мыслители Востока - Аль-Фараби, Аль-Хорезми, Абу Али ибн Сина, Юсуф Хас-Ходжиб, Беруни и другие.

Таково веление времени: сила - в знании и духовности, воспитании гармонично развитого человека. Эта идея вдохновляет на непрерывное развитие и обогащение духовности. Нет будущего у народов, не нацеленных на свое совершенствование, не заботящихся о новом поколении.

Стержнем подрастающего поколения является его духовность, чем обусловливается приоритетность гармоничного воспитания подростка с помощью различных видов обучения. Высокая духовность - фундамент будущего. Духовно-нравственное и интеллектуальное воспитание обучаемых создают основу для полноценного формирования культуры и межличностного общения. Искусство коммуникации приобрело в наши дни глобальное значение, так как именно на этой основе держатся взаимопонимание и взаимодействие как отдельных людей, так и целых народов и государств. Субъектом этого процесса выступает личность, а содержанием - раскрытие "Я" друг перед другом, желание выразить сочувствие, понимание, поддержку, обосновать свои позиции, поделиться эмоциональными впечатлениями. В итоге формируется всесторонне развитая личность - сильная, яркая и социально активная.

Высокая нравственная чистота достижима лишь в обществе свободных людей, исповедующих возвышенные жизненные идеалы. Поэтому в независимой Республике Узбекистан благодаря заботе Президента огромное внимание уделяется воспитанию подрастающего поколения, формированию духовности граждан, повышению качественного уровня духовно-просветительской работы во всех видах образования: дошкольном, общем среднем, среднем специальном, профессиональном, высшем, послевузов­ском и в системе повышения квалификации и переподготовки кадров.

Муяссар Ахмедова,
Кандидат психологических наук, доцент.
Узбекский государственный 
университет мировых языков.

Опубликовано в газете «Правда Востока» №214 от 23.10.19.