Интервью. Нейропсихолог отвечает на самые популярные вопросы о письме

Писать ручкой или печатать? Нейропсихолог отвечает на самые популярные вопросы о письме

С какого возраста обучать детей письму? Что делать, если ребенок отзеркаливает буквы? Как учить писать? Нейропсихолог и основатель проекта «Дети, готовые к будущему» (@deti_ready) Анна Полищук отвечает на самые популярные вопросы о письме.

1. Многие школы собираются уйти от письма ручкой. Что вы об этом думаете и будут ли последствия?

Это будет очередной шаг к деградации человечества. Письмо — фундаментальный навык, сочетающий в себе работу множества отделов головного мозга. Это великолепный развивающий тренинг.

Попробуйте взять старорусские прописи для каллиграфии, поймете о чем я. Мозг заскрипит от напряжения.

2. Какой первый шаг в овладении письмом?

Хорошо развитая крупная моторика. Редко встретишь неуклюжего, вечно собирающего углы ребенка с идеальным почерком. Как правило, проблемы с крупной моторикой к школе буду сопровождаться мелкомоторными.

Развитию крупной моторики способствуют все виды активности: спорт, ЛФК, турники, улица, лазанье по деревьям, прыжки, скакалки, классики, всевозможные ползания, покатушки на велосипедах, санках с гор, веревочные парки и так далее.

3. Что можно использовать из пособий до того, как перейти к письму?

Графические диктанты, пиксельные наклейки (начните с наклеек покрупнее и потом переходите к меньшим по размеру), раскраски, штриховки, рисование в любом виде, геоборды, мозаики, пазлы и так далее.

4. С какого возраста начинать писать?

Письмо — одна из сложнейших высших психических функций. Форсировать его развитие означает менять процессы созревания в головном мозге, поэтому ждите первого интереса ребенка. Как он выглядит? Это рисунок! Когда ребенок пытается закодировать в рисунке свое послание вам. Письмо — это код. Буквы — тоже код. Истоки одни.

Дальше инициируем рисование. Нарисуй открытку бабушке, «напиши» записочку папе, «почиркай» цветами свое настроение, изобрази то, что хочешь сказать. Наша задача показать, что мысль можно закодировать и передать каким-то символом.

Обычно старт осмысленного письма буквами происходит примерно в 4 года. Когда это появилось, мы помогаем ребенку, но не оцениваем орфографию и прочее. Зеркальность допустима.

5. Ребенок рвет карандашом бумагу, что делать?

Сильный нажим — показатель гипертонуса мышцы. Этот симптом идет вместе с неправильной посадкой, распределением нагрузки на поясницу, таз и шейно-воротниковый отдел.

Нужна консультация ортопеда, ЛФК, тренажеры для кистей и релаксационные техники. У руки при письме должен быть хороший тонус, а не гипер.

6. Ребенок начал писать, но справа налево! Насколько критично?

Зависит от возраста. Дошкольник может сделать паузу и пока только рисовать в удовольствие и баловаться противоположной. В конце концов, это не навсегда. Когда гипс снимут — будет восстанавливать рабочую руку.

Если это школьник и навык письма у него более-менее автоматизировался, то можно тренировать другую руку — это очень полезно для мозга. Новый опыт обогащает.

Если рука была сломана в начале 1 класса, то эксперименты с перекладыванием ручки лучше не ставить. Взять паузу, сделать акцент на устных предметах и все, что можно, печатать другой рукой. После восстановления взять дополнительные занятия по формированию навыка письма у нейропсихолога или специалиста по каллиграфии.

7. Ребенок начал писать, но справа налево! Насколько критично?

Будет зависеть от стадии формирования навыка. В 4-5, максимум в 6 лет мы ребенка поправляем и показываем, как правильно. Регулярное и трудно поддающееся исправлению, устойчивое желание ребенка писать в другую сторону после 6,5 лет требует подключения нейропсихолога.

Обычно сам навык письма естественным путем к 6 годам легко стабилизируется на правильный вектор. Слева направо. Но остаются другие проблемы, например, отзеркаливание букв. В принципе, до 3-й четверти 1 класса это может быть нормой.

Обложка поста: unsplash.com

Анна Полищук, основатель проекта «Дети, готовые к будущему». deti.mann-ivanov-ferber.ru