Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на торжественной церемонии, посвященной Дню учителя и тренера
Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на торжественной церемонии, посвященной Дню учителя и тренера
Доброго времени суток дорогие соотечественники!
Уважаемые учителя!
Уважаемые учителя!
Рад встрече с вами сегодня, накануне 1 октября - Дня учителя и тренера - национального праздника .
Пользуясь случаем, хочу искренне поздравить вас, наших преданных своему делу преподавателей в местных студиях, и всех моих соотечественников, которые смотрят сегодняшнюю церемонию через «зеркальный мир», с этим благоприятным событием.
Мы всегда с благодарностью признаем, что каждый из нас внес неоценимый вклад в эти достижения, независимо от того, каких успехов и результатов мы достигли в жизни. Поэтому в этот радостный день от имени всех ваших студентов, всего нашего народа мы кланяемся вам с глубоким уважением и наилучшими пожеланиями.
Все мы знаем, что наш великий поэт Мауляна Фуркат описывал знание как свет сердца, свет видящего глаза .
Действительно, стоит похвалить наших трудолюбивых и благородных учителей, которые вселяют в сердца миллионов наших детей научные знания и воспитывают их как достойных людей страны.
Я хотел бы, чтобы вы восприняли идеи, которые вы сегодня выражаете, прежде всего как призыв к уважаемым учителям и педагогам, уважаемым педагогам, всем нашим страстным интеллектуалам.
Дорогие друзья!
Как вы знаете, в своем выступлении на 75-й сессии Генассамблеи ООН я обратил внимание мирового сообщества на инициативу Узбекистана по принятию Международной конвенции о правах ребенка, среди многих других важных вопросов.
Под правом молодых людей мы имеем в виду, прежде всего, их полное право жить в мире и здоровье и получать образование. Поэтому для нас всегда приоритетом, чтобы наше молодое поколение росло гармонично, получало качественное и безупречное образование.
В нынешний непростой период, когда Узбекистан, как и другие страны мира, переживает пандемию коронавируса, система образования нашей страны также прошла серьезное испытание. Несмотря на сегодняшние непростые условия, наша работа в этом направлении продолжается своевременными мерами, принимаемыми нашим государством, и вашим самоотверженным трудом. В частности, в короткие сроки в нашей стране были внедрены проект «онлайн-школа» и дистанционное обучение.
Недавно в большинстве школ страны начался новый учебный год, соблюдающий правила карантина. По нашей благородной традиции около 650 тысяч первоклассников получили в подарок от Президента школьные принадлежности на 72 миллиарда сумов. Кроме того, детям из малообеспеченных семей и детям-инвалидам предоставлена зимняя одежда, школьная форма и школьные принадлежности на сумму 426 млрд. Сумов.
В то же время, учитывая сложившуюся ситуацию, вопрос сохранения здоровья студентов и преподавателей находится в центре нашего внимания. На эти цели из Антикризисного фонда выделено 17 миллиардов сумов на обеспечение школ необходимыми медицинскими и антисептическими средствами.
Как вы знаете, в этом году на получение высшего образования подали заявки около 1,5 миллиона молодых людей. Это на 40 процентов больше, чем в прошлом году. В такой сложной ситуации мы смогли успешно провести испытания на открытых стадионах, строго соблюдая требования эпидемиологической безопасности.
Конечно, все мы понимаем, что в словах великого государственного деятеля Индиры Ганди есть великая жизненная истина : «Если вы научите одну девушку, вы научите всю семью» . Таким образом, в этом году мы выделили 940 мест для наших девочек из малообеспеченных семей, проживающих в сельской местности, для обучения в очной высшей школе на основе государственных грантов.
Я думаю, что такая дополнительная возможность, созданная для наших девочек, принесет свет знаний и просвещения в сотни других семей. Это, в свою очередь, заложит прочную основу для того, чтобы наши молодые девушки в будущем стали достойными профессионалами для общества. Мы продолжим расширять масштабы нашей работы в этом направлении.
Дорогие соотечественники!
Все мы знаем, что краеугольный камень развития, а также сила, которая делает страну сильной и нацию великой, - это наука, образование и воспитание. Наше будущее, светлое будущее нашей Родины тесно связано, прежде всего, с системой образования и воспитанием наших детей.
Великий греческий ученый Аристотель сказал: «Судьбу родины решает воспитание молодежи ».
Видите, эти идеи были высказаны в BC. Следовательно, вопрос образования и воспитания всегда имел большое значение с момента зарождения человеческого сознания.
Давайте подумаем, как развитые страны мира достигают высокого уровня развития и благосостояния? В первую очередь, не потому ли, что науке и образованию уделяется огромное внимание?
Поэтому в последние годы в целях всестороннего развития нашей страны, создания нового Узбекистана проводятся радикальные реформы в системе образования, а также во всех сферах.
Вы прекрасно знаете, что по этому поводу приняты десятки важных указов, решений и программ. Принятый вчера закон «Об образовании», несомненно, откроет новые горизонты в развитии этой сферы. В соответствии с законом были введены дистанционные инклюзивные формы обучения, а образовательным учреждениям было разрешено создавать совместные факультеты и учебные центры с зарубежными учреждениями. Учителям также предоставлено право знакомить с авторскими программами и методами обучения, свободно выбирать современные педагогические формы, методы обучения и воспитания.
Мы поставили своей главной целью создание нового Возрождения, основы Третьего Возрождения в Узбекистане, путем масштабных демократических преобразований, в том числе образовательных реформ . Говоря о чем, в первую очередь, каждый из нас, все наше общество должен глубоко понимать суть Третьего Возрождения.
Если мы посмотрим на историю, то увидим, что наша Родина, расположенная на перекрестке Великого шелкового пути, издавна была одним из центров высокой цивилизации и культуры. Богатое научное и культурное наследие нашего народа, древние надписи на камне, бесценные памятники архитектуры, редкие рукописи, различные артефакты свидетельствуют о глубоких корнях трехтысячелетней истории нашей государственности.
Я не напрасно вспомнил вышеупомянутые мысли Аристотеля. Как вы все знаете, факел науки, который горел в Греции в древние времена, вновь зажегся в Центральной Азии в IX – XII веках. В этот период на территории нашей страны зародился первый Ренессанс, родивший знаменитых гениев, получивших признание во всем мире. В частности, всемирно известные научные и творческие открытия десятков великих ученых, таких как Мухаммад Хорезми, Ахмад Фергани, Абу Райхан Беруни, Абу Али ибн Сино, Махмуд Замахшари, оказали несравненное влияние на развитие человечества.
Великие ученые, такие как Имам Бухари, Имам Термези, Имам Мотуриди, Бурханиддин Маргинани, Абул Муин Насафи, выросшие в нашей стране в этот период, признанный «золотым веком исламской культуры» , являются гордостью и безграничной гордостью всего мусульманского мира.
В пятнадцатом веке величественное царство, основанное нашим предком Амиром Темуром и продолженное его достойными потомками, положило начало второму Возрождению в нашей стране. В этот период появились уникальные ученые, такие как Казизода Руми, Мирзо Улугбек, Гиёсиддин Каши, Али Кушчи, классические поэты и мыслители, такие как Лутфи, Саккоки, Хафиз Хорезми, Абдурахмон Джами, Алишер Навои, Бабур Мирзо. Слава таких историков, как Шарафиддин Али Язди, Мирханд, Хандамир, художников, таких как Махмуд Музахиб, Камолиддин Бехзод, многих каллиграфов и музыкантов, музыковедов и архитекторов, распространилась по всему миру.
Для всех нас большая честь и гордость за то, что наши мудрые люди были среди самых передовых, развитых стран мира в течение обоих периодов Возрождения.
Подумайте, как наши предки достигли таких высоких вершин? Прежде всего, они подняли знамя просвещения против невежества и посвятили свой интеллект и потенциал глубокому изучению и обогащению достижений науки, созданных человечеством.
Правда, мы часто относимся к такому бесценному наследию только как к историческому памятнику. Мы допускаем небрежность и небрежность в применении такого неравного богатства в нашей практической жизни. Однако такое уникальное наследие редко бывает у народов. Более 100 000 редких рукописей, хранящихся в фондах только Института востоковедения Академии наук, вызывают зависть у людей всего мира. Нам необходимо более глубокое понимание этого факта во всех его аспектах.
Уникальное и уникальное научное и духовное наследие наших великих предков должно стать для нас жизненно важной программой в постоянном движении. Это бессмертное наследие всегда будет с нами и всегда будет давать нам силы и вдохновение. Прежде всего, нам нужно наполнить в таком духе национальную систему образования. Для этого наши ученые и специалисты, наши уважаемые ученые должны передать это духовное сокровище сегодняшним поколениям в простых, понятных, привлекательных формах.
В этой связи Академия наук, Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство культуры, Министерство инновационного развития, Управление мусульман, Международная исламская академия, Центр исламской цивилизации готовят, публикуют и распространяют научное, образовательное и культурное наследие наших великих мыслителей. а также разработать методику ее изучения и принять меры по ее применению на практике. Этим вопросом займется вице-премьер Б. Мусаев.
Я хотел бы остановиться на другом вопросе: к сожалению, со второй половины шестнадцатого века в Центральной Азии бушуют гражданские войны и конфликты, борьба за власть. Обособленность и местность усилились, а вместо просвещения пустило корни невежество. В результате в нашей некогда процветающей стране возник социально-политический и экономический кризис. Факел науки и мысли начал гаснуть. Как известно, основной причиной зависимости нашей страны в XIX веке были все те же негативные условия.
Вместе со многими интеллектуалами я всегда с большим желанием думаю об одной идее: Третье Возрождение в нашей стране могло быть осуществлено нашими просвещенными предками-джадидами в двадцатом веке. Ведь эти самоотверженные и страстные люди посвятили всю свою жизнь идее национального пробуждения, мобилизовали все свои силы и возможности, чтобы вывести страну из невежества и отсталости, спасти наш народ от болота невежества. При этом они также пожертвовали своей дорогой жизнью. Они считали хадис «Нет спасения, кроме знания, и не может быть спасения», как жизненно важную веру. Они считали, что национальная независимость, развитие и процветание могут быть достигнуты, прежде всего, за счет просвещения, светских и религиозных знаний и глубокого владения современными науками.
В течение этого периода Абдулла Авлони, Махмудходжа Бехбуди, Мунавваркори Абдурашидхонов, Убайдулла Ходжаев, Абдурауф Фитрат, Ибрат Домла, Абдулхамид Чолпон, Абдулла Кодири, Ашурали Захири, пробуждение национального движения хаджи Муина и сотни других были предшественниками движения национального движения. В дополнение к школам новых методов они открыли газеты и журналы, издательства и библиотеки, а также театры, направленные на изменение мировоззрения и образа жизни людей.
К сожалению, сложившаяся ситуация и социальная система не позволили нам достичь благородных целей, поставленных нашими современными предками. На приверженцев просвещения оклеветали различные невежественные люди того времени. Сначала царское правительство, затем советское правительство жестоко преследовали и репрессировали их. Таким образом, движение национального пробуждения и развития стало для нашего народа мечтой.
Научное, образовательное, литературное и художественное наследие джадидов, которые пожертвовали своими жизнями за свободу нашей Родины и счастье нашего народа, имеет для нас сегодня огромное значение.
Хочу обратить ваше внимание на один пример.
Наш великий просветленный предок Махмудходжа Бехбуди, которому в этом году исполняется 145 лет, однажды сказал, что нам нужно знать не два, а четыре языка . Этот призыв нашего предка Бехбуди актуален и сегодня.
Уважаемые учителя, сегодня я подписал Указ о награждении группы наших соотечественников по случаю Дня учителя и тренера. Абдулла Авлони, Махмудходжа Бехбуди и Мунавваркори Абдурашидхонов, внесшие неоценимый вклад в создание национальной системы образования, награждены орденом «За заслуги». С удовольствием хочу сказать.
В настоящее время готовится проект резолюции для дальнейшего изучения жизни и творчества наших предков, которые стали жертвами политических репрессий во время диктатуры, в частности наследия джадидов, и увековечения их памяти.
Дорогие друзья!
«Текущая река течет» , - говорят наши мудрые люди. Сегодня, основываясь на бесценном наследии наших великих предков, у нас есть все основания сказать, что у нас есть все возможности для создания нового фонда эпохи Возрождения. Все зависит от того, насколько грамотно мы сможем использовать эти возможности.
Я хочу привести пример этих идей.
Вы знаете, в Каракульском районе есть известная всем школа. Всем известно имя преданного учителя Тохтамурода Джумаева, прославившего эту школу. Этот блестящий педагог своими неустанными исследованиями и новыми методами обучения превратил обычную сельскую школу в популярное учебное заведение республиканского уровня. Однако эта школа находилась в отдаленном пустынном районе Бухары и не имела современных помещений.
Сегодня более 95% выпускников этой школы поступают в высшие учебные заведения. Именно ученики этой школы приносят больше всего медалей с международных олимпиад. Люди со всех регионов страны, даже из столицы Ташкента, везут своих детей в Каракол и отправляют в эту школу.
В прошлом году мы превратили его в Международную математическую школу, учитывая большие успехи этого учебного заведения.
Учитель Тохтамурод, как и наши предки-джадиды, неустанно и самоотверженно трудился над созданием новой методической школы нашего времени.
Вот настоящий просветитель сегодняшнего дня, Авлони нашего времени, учитель Бехбуди, Просветленный!
Для достижения такого грандиозного результата, конечно, должна быть уникальная система тренировок. В то же время верно, что в основе таких достижений лежит любовь человека и преданность своей профессии, своей Родине, высокое чувство ответственности.
В этой школе под руководством Тохтамурода ака каждый учитель видел своих учеников как своих детей, где сформировалась поистине творческая конкурентная среда, и сегодня эта работа дает свои достойные результаты.
Опытный педагог Тохтамурод Джумаев награжден высшей государственной наградой - орденом «За большие заслуги» за большие заслуги и образцовую работу в сфере образования.
Пользуясь случаем, от себя и нашего народа я искренне поздравляю Тохтамурода ака и всех учителей и тренеров, получивших награду.
Уважаемые участники встречи, здесь возникает вопрос: является ли Каракольская школа для нас настоящей моделью современной школы? Почему Министерство народного образования недостаточно популяризирует свой уникальный опыт? Почему другие директора школ не учатся в этой школе? Почему министр народного образования Ш. Шерматов уже три года не уделяет должного внимания этому серьезному вопросу?
К сожалению, мы все равнодушны, говоря: «Вода, которая течет перед вами, ничего не стоит».
Почему таких школ нет в других регионах, скажем, в Андижане, Фергане, Самарканде, Хорезме или Карши, Джизаке и Сырдарье?
В связи с этим Министерству народного образования совместно с главами регионов следует принять меры по созданию хотя бы одной такой школы в каждом районе.
Представители президента в каждой области, руководители каждой области и района являются губернаторами. Что сегодня об этой хромоте и халатности говорят правители Хорезма, колыбели Мамун-академии, Хорезма, земли Мухаммада Хорезми, Самарканда, где вырос Мирзо Улугбек, Андижана, где родился Бабур Мирзо, и Ферганы, родины Ахмада Фергани?
Мы даем вам шесть месяцев на создание таких образцовых школ в провинции, которую вы возглавляете.
Конечно, можно построить новые школы, красиво их обустроить, украсить, но можно ли наполнить их современным смыслом, знаниями, образованием?
Губернаторам и руководителям Кабинета Министров, профильных министерств и ведомств необходимо серьезно поработать над этим злободневным вопросом.
Дорогие друзья!
Мы ставим вопрос Третьего Возрождения как стратегическую задачу и поднимаем его до уровня национальной идеи.
Мы рассматриваем дошкольное и школьное образование, систему высшего и среднего специального образования, а также научные и культурные учреждения как четыре неотъемлемых кольца будущего Возрождения. Мы рассматриваем воспитателя детского сада, школьного учителя, профессоров, научных и творческих интеллектуалов как четыре столпа нового Возрождения.
Я верю - дорогие родители обязательно поддержат эту инициативу и это будет пятое кольцо, пятая опора нового Возрождения. И когда я говорю, что это будет самая сильная опора в нашей духовно-просветительской жизни, я думаю, вы полностью ее поддержите.
Уважаемые участники конференции!
Как вы все знаете, сегодня в нашей стране происходят беспрецедентные изменения в развитии тесно связанных областей, таких как дошкольное образование, системы школьного и высшего образования, научно-исследовательские учреждения. Но ни для кого не секрет, что до недавнего времени дошкольное образование оставалось за бортом реформ в этой сфере.
На самом деле роль и значение системы дошкольного образования в жизни нашего общества, являющейся важнейшим звеном воспитания наших детей, нельзя ничем измерить. Внимание на дошкольное образование будет заложить прочную основу для развития страны в будущем. С учетом этого мы впервые в нашей стране создали Министерство дошкольного образования.
Сегодня в наших крупных городах, отдаленных районах, селах и аулах строятся новые современные детские сады. За короткий промежуток времени, то есть за четыре года, количество детских садов в стране увеличилось в три раза (с 5200 до 14200), в результате таких практических усилий охват детей увеличился с 28% до 54%.
В результате внедрения механизма государственно-частного партнерства в отрасли создано 7 400 частных детских садов на более чем 223 000 мест. На эти цели направлено льготных кредитов на 1 триллион 850 миллиардов сумов и создано около 20 тысяч новых рабочих мест.
Судя по всему, первые результаты неплохие. Но нам еще предстоит пройти долгий путь.
Необходимо развивать систему государственно-частного партнерства в этой сфере, довести долю частного сектора до 75% и увеличить охват дошкольным образованием до 80%.
Действующая система обучения, переподготовки и повышения квалификации для детских садов не отвечает требованиям времени. Кроме того, актуальным остается вопрос современных форм обучения, внедрения новых педагогических и информационных технологий в дошкольное образование.
Кабинет Министров в течение двух месяцев должен принять решение правительства о реализации этих важных задач в сфере дошкольного образования.
Дорогие друзья!
Наши люди всегда уважали учителей и проявляли их уважение. Мудрое высказывание: «Учитель велик, как отец» - не напрасно. Пришло время воплотить эти слова на практике, а не на бумаге, и восстановить достоинство учителя.
Вы все, конечно, прекрасно понимаете, почему я это говорю.
То, что мы делали втайне, долгие годы наши слова о внимании к учителю были разными, наша работа была другой. В результате промышленные рабочие превратились в, казалось бы, ненужный и уязвимый слой. Основная задача школьных учителей оставлена в стороне и глубоко укоренилась в том, чтобы вовлечь их в деятельность, не имеющую к ним никакого отношения. В частности, увеличилось количество «мастеров» учителей. Подобные проступки отрицательно сказались не только на качестве образования, но и на отношении работников отрасли к своей профессии. Мы также знаем, сколько опытных учителей были убиты горем и неохотно оставили любимую профессию.
Не секрет, что до недавнего времени учителя, а в некоторых местах даже студенты четыре месяца проводили на хлопковых полях, кося и прополка. В результате учитель теряет в среднем 80 часов уроков в месяц по сравнению с 320 часами за четыре месяца. В свою очередь, ученик был вынужден пропустить 544 часа занятий за четыре месяца по сравнению со 136 часами за один месяц.
Если мы умножим эти числа на одиннадцать, вы знаете сколько? Разве это не означает, что около 3000 часов - 30 процентов от 8 500 часов учебной программы для старшеклассников - было потрачено на принудительные работы в полях? Другими словами, ребенок был вынужден учиться всего 7 лет вместо 11 лет.
Слава Богу, подобные негативные ситуации теперь в прошлом. Мы достигаем этого, потому что передаем владельцу весь сектор, включая сельское хозяйство, фермерам и кластерам.
В течение следующих четырех лет ежемесячная заработная плата учителей школ была увеличена в полтора раза. Растет количество учителей, награжденных государственными наградами. Количество отчетов и документов, подготовленных учителями, резко сократилось.
Подумайте сами, можно ли представить себе такое изменение четыре года назад?
Благодаря тому, что община уделяет особое внимание учителям и тренерам, почти 15 000 учителей-мужчин вернулись в школы. Однако следует отметить, что мы пока не достигли желаемого результата в этом плане. Сегодня около 70% учителей государственного образования - женщины.
Конечно, когда мы все вспоминаем школьные годы, первое, что приходит на ум, - это наш требовательный и добрый классный руководитель. Почему? Потому что каждый наш шаг в школе был под постоянным вниманием и заботой этих дорогих и благородных людей. Именно эти учителя дали нам первое руководство по жизни.
Вот почему мы предпринимаем шаги, чтобы надлежащим образом поощрять тяжелую и ответственную работу классных руководителей. В частности, с 1 октября 2020 года размер доплаты 242 тысячам классных руководителей будет увеличен в полтора раза. На эти цели будет направлено более 400 миллиардов сумов в год.
Кстати, подписанным мной сегодня Указом впервые 14 классных руководителей были награждены орденами и медалями нашего государства.
Для развития у учителей постоянных и непрерывных психологических навыков необходимо организовать специальные курсы повышения квалификации для классных руководителей в региональных институтах повышения квалификации при Министерстве народного образования.
Мы все счастливы, что сегодня в нашем обществе восстанавливаются достоинство, честь и гордость учителей и тренеров.
В то же время хочу подчеркнуть, что это очень важный вопрос, и наша задача - сделать его долгом всего нашего общества.
Чем более образованными будут наши дети в школе, тем быстрее будет развиваться высокотехнологичная экономика и тем больше будет решаться социальных проблем. Поэтому, когда я говорю, что порог нового Узбекистана начинается со школы, я думаю, что все наши люди поддерживают эту идею.
Уважаемые участники встречи!
Учитывая будущее развитие нашей страны, предлагаю определить статус учителей, чтобы повысить престиж и статус учителей в нашей жизни. Этот закон должен гарантировать создание педагогам необходимых условий для полной реализации своего потенциала в процессе обучения и воспитания молодежи, меры по их социальной, правовой и финансовой поддержке. В частности, должен быть четко определен статус директора школы, его заместителя, классного руководителя, учителя.
Также следует полностью пересмотреть критерии оплаты учителей и их поощрения. На практике также верно и то, что этот вопрос чрезвычайно сложен и требует излишней бумажной работы. В то же время, думаю, было бы целесообразно, если бы большинство устаревших юридических документов были пересмотрены и отменены.
Следует четко указать, что права учителей защищаются государством и что незаконное вмешательство в их профессиональную деятельность и участие в другой деятельности влечет ответственность.
Закон также должен определять требования к директору школы, критерии оценки его основных задач и деятельности, а также порядок отчетности.
На должность директора школы на конкурсной основе должен претендовать кандидат с лучшей программой развития школы в ближайшие 5 лет. Теперь в конце года директор школы отчитается перед местным советом о реализации программы, и его работа будет открыто оцениваться народными представителями. Дисциплинарные меры в отношении директора школы и его / ее увольнение также должны быть согласованы с местными советами.
Прошу депутатов нашего парламента внимательно следить за системой работы местных советов со школами и активно содействовать этим процессам. Палатам Олий Мажлиса (Т. Норбоева, Н. Исмаилов) целесообразно в течение двух месяцев разработать соответствующие меры по дальнейшему усилению работы со общеобразовательными школами.
В ближайшие два года необходимо удвоить затраты на логистику школ, полностью оснастить их современным оборудованием и выставочным инвентарем.
К сожалению, сегодня роль районных и городских директоров народного образования в системе не ощущается. Их деятельность в основном сводится к контролю экономической деятельности и применению соответствующих санкций, а качество образования стало второстепенным вопросом. Пора пересмотреть роль этих лидеров в системе и повысить их статус. Отныне руководители районного управления народного образования будут работать советниками губернатора по образованию и сидеть непосредственно в здании хокимията. Соответственно, они наделены необходимыми полномочиями.
И что вы думаете, если мы создадим отдельный фонд в районах и городах для развития образования?
Средства будут направлены на поощрение руководителей передовых и образцовых школ и методистов отделов народного образования.
Кабинету Министров (Ю.Кучкаров), Министерству финансов (Т.Ишметов) в течение месяца подготовить проект постановления о создании данного фонда и формировании его источников финансирования.
Дорогие друзья!
Вы знаете, что в последние годы школьное образование в нашей стране стало общенациональным движением, и началась новая эра в развитии отрасли. Как практическое проявление этого движения за последние два года построено 77 новых школ на сумму 556 миллиардов сумов. Реконструкция и ремонтные работы проведены в 1930 школах.
Полностью заменяются существующие «самодельные печи» в сельских школах. Сотни школ обеспечены электричеством, чистой питьевой водой, отоплением, кухнями, спортивными залами и другими необходимыми удобствами. Около 6000 школ подключены к высокоскоростному Интернету.
В то же время открывается широкий путь для системы частного образования. В связи с этим упрощена процедура получения лицензии. Примечательно, что за последние три года их количество увеличилось в 6 раз до 140.
Ведется работа над Президентскими школами и школами творчества, которые имеют совершенно новое содержание и форму.
Мы приняли решения о развитии математики и химико-биологических наук. По их словам, школы по этим предметам будут постепенно открываться в каждом районе и городе. В том же году было открыто 56 школ математики и 27 школ химии и биологии.
Мы начали внедрять систему сертификации по математике, химии, биологии, информационным системам и информатике. Для расширения системы оценки знаний одаренных учащихся и учителей в системе среднего образования необходимо ввести систему аттестации по другим базовым предметам.
Как вы знаете, в Ташкенте мы открыли новую школу имени Мухаммада Хорезми, специализирующуюся на информационных и коммуникационных технологиях. В настоящее время, чтобы повысить интерес наших детей к технологиям «ай-ти» и создать условия для их развития в зрелых профессионалов, в этом году - 14, в следующем - 82, в 2022 году - 64, в 2023 году - 45 школ, специализирующихся на информационных технологиях. и охватит все районы и города.
Чтобы облегчить работу учителей и разумно использовать их потенциал, в следующем году будет завершена оцифровка образования, и будут внедрены такие системы, как «Онлайн-школа», «Цифровая и безопасная школа», «Электронный учебник», «Электронный дневник». К концу 2020 года уровень широкополосного доступа в Интернет в школах достигнет 70%. В будущем все школы будут полностью обеспечены Интернетом, на что будут направлены средства из государственного бюджета.
Мы создали систему поощрения победителей международных научных олимпиад и их учителей. Раньше, если он выигрывал золотую или серебряную медаль на Олимпийских играх, и призер, и учитель, который его подготовил, получали почетные грамоты. Теперь они награждаются миллионами денежных призов.
Хочу подчеркнуть, что эта система стимулирования начала давать положительные результаты на практике. Несмотря на пандемию, мы рады, что наши студенты активно участвуют в международных научных олимпиадах и занимают высокие места. В частности, примечательно, что в этом году 28 талантливых юношей и девушек на такой Олимпиаде завоевали 2 золотых, 8 серебряных, 15 бронзовых медалей и 3 диплома.
Президенту и творческим школам, которые мы недавно начали создавать, чтобы создать совершенно новую систему в сфере образования, стоит задача показать пример всем общеобразовательным школам. К сожалению, рвение и инициатива Президента, Агентства развития творческих и специализированных школ (С. Бобоходжаев) в этом плане до сих пор не ощущается.
В то же время настало время повысить ответственность школы и за достижение наших целей. Это требование времени. «Карс вышел из обеих рук», - сказали наши люди.
Сегодняшний динамичный мир требует от каждого из нас постоянно искать, проявлять инициативу и работать по-новому.
Подумать только, почему столько школ, что даже 10 процентов выпускников не могут попасть в институт? Родители вынуждены нанимать репетиторов и платить за подготовку детей к школе.
Возникает вопрос: почему ученики большинства наших школ, которые преподают 11 лет, не могут поступить в вуз, а тьютор достигает этого за 2 года?
Я думаю, что эти вопросы должны быть в голове у каждого школьного учителя, коллектива и директора, каждого добросовестного педагога.
Теперь школа будет подотчетна общественности. Учащийся, окончивший среднюю школу, должен поступить в университет или иметь профессию еще в школе. Именно на основе этого критерия оценивается работа школьной команды и директора школы.
Сегодня каждый педагог и педагог, преподаватель вуза должен быть наиболее продвинутым представителем современности и общества, одним словом, обладающим глубокими знаниями и мировоззрением, способным применять в образовательном процессе последние позитивные инновации в образовании и науке.
Наши дети, воспитанные такими учителями, вырастут в поколение, способное построить светлое будущее Узбекистана, о котором мы мечтаем. Но для достижения этих высоких результатов необходимо решить существующие проблемы в системе образования.
Сегодня сложность методики преподавания точных и естественных наук, отсутствие теоретических знаний на практике, несогласованность учебной программы, неудовлетворительное содержание и качество учебников являются поводами для законных возражений. Текущие образовательные стандарты и учебные программы в основном нацелены на подготовку студентов к следующему этапу обучения, оставляя без внимания вопрос их подготовки к свободному мышлению и самостоятельной жизни. Чтобы исключить такие случаи, необходимо разработать проект Национальной учебной программы общего образования с широким привлечением иностранных экспертов и опытных преподавателей и апробировать его в научно-исследовательских и образовательных учреждениях в течение текущего учебного года.
Также в общеобразовательных школах отсутствует система тестирования учебников и учебных материалов, а также экзаменов с участием зарубежных специалистов. Остается актуальным и вопрос регулирования создания и издания школьных учебников.
Поэтому деятельность Республиканского образовательного центра необходимо кардинально пересмотреть и усовершенствовать с учетом современных требований. Деятельность этого центра должна лично координироваться и контролироваться заместителем премьер-министра Б. Мусаевым в Кабинете Министров.
Необходимо выявить интересы и способности наших детей с начальной школы, ввести систему продолжения обучения их в специализированных классах в будущем. Для этого Министерству народного образования, Государственной инспекции по контролю качества образования следует ввести порядок отбора и ориентации выпускников 4-х классов по предметам со следующего учебного года.
В настоящее время уровень укомплектованности общеобразовательных школ с высшим образованием составляет 87%. Во многих школах, особенно в отдаленных районах, не хватает квалифицированных учителей по ряду предметов. В связи с этим вопрос подготовки учителей всегда должен быть в центре нашего внимания.
Повторяю, сейчас губернаторы лично этим вопросом занимаются.
В современном стремительно меняющемся мире, когда постоянное совершенствование знаний и навыков персонала во всех сферах стало актуальной задачей, система переподготовки и повышения квалификации учителей отстает от этих требований.
При Министерстве народного образования существует институт имени Абдуллы Авлони для переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов системы народного образования. К сожалению, название этого института не соответствует телу. Надо сказать, что идеи, выдвинутые и успешно воплощенные в жизнь великим просветителем, развитие современных методов обучения не могут найти своего практического воплощения в деятельности института.
В связи с этим необходимо критически пересмотреть систему повышения квалификации директоров и учителей школ. В связи с этим необходимо кардинально реорганизовать деятельность Института Абдуллы Авлони.
Этому учебному заведению совместно с вузами и педагогическими институтами регионов следует обратить особое внимание на повышение квалификации руководителей районных отделов народного образования и директоров школ, создание современных методик обучения, дистанционное обучение.
Пора подключать негосударственные образовательные организации к системе повышения квалификации и переподготовки, чтобы обеспечить конкуренцию в этой сфере. При этом из государственного бюджета будут выделены средства на покрытие расходов на обучение.
Необходимо отменить обязательные требования профессионального развития примерных учителей, оценивать их работу непосредственно по уровню знаний, полученных студентами. Учителям, ученики которых победили в международных олимпиадах по естествознанию, следует напрямую присвоить высшую квалификационную категорию.
Будет введена новая система повышения квалификации и переподготовки народных педагогов. То есть учителя будут иметь возможность непрерывно повышать свои профессиональные навыки удаленно, не обращаясь напрямую в центры повышения квалификации. Кроме того, будет создана система «учитель-ученик», которая поможет улучшить качество образования и окажет практическую помощь в непрерывном профессиональном развитии учителей, и их работа будет должным образом поощряться.
Чтобы преодолеть нехватку учителей по таким предметам, как информатика, химия, иностранные языки в школах, для молодежи, обучающейся по непедагогическим направлениям, организуются краткосрочные педагогические курсы.
Говоря об улучшении знаний и навыков учителей, я считаю, что необходимо сосредоточить внимание на другом вопросе, который актуален сегодня в нашем обществе.
Скажите, а где педагог получает дополнительную методическую поддержку, чтобы работать над собой, повышать свои знания и навыки? Конечно, это исходит из книг и учебных пособий в этой области, специальных педагогических изданий.
К сожалению, в последние годы мы также устранили добровольные подписки под предлогом «обязательной подписки». В результате учителя и преподаватели школ и университетов лишились необходимых газет и журналов. Это стало настолько трагичным, что даже некоторые лидеры хвастались, что не читают газету.
Как известно, Япония - одна из самых развитых стран мира по компьютерным технологиям. Но как насчет того, что в нашей стране выходит 3-4 миллиона газет в день? Хочу сказать, что наряду с радио и телевидением в нашей жизни есть место и Интернету, и печатным СМИ.
Сегодня серьезной проблемой стала доставка печатной продукции в учебные заведения, учителям и профессорам. Потому что в этом отношении работа системы распространения прессы и почтовой связи не соответствует абсолютным требованиям.
В связи с этим Кабинету Министров в течение месяца разработать и осуществить меры по поддержке деятельности печатных СМИ, в частности, обеспечить школы и вузы необходимыми изданиями для педагогической деятельности, пополнить их библиотеки учебной и художественной литературой.
Позитивная работа также ведется в рамках пяти важных инициатив, направленных на раскрытие способностей студентов, содержательную организацию досуга. Особое внимание следует уделять продолжению практических усилий в этом направлении, в частности, дальнейшему развитию музыки и искусства, информационных технологий и спортивных клубов, их полноценному обеспечению необходимыми инструментами и оборудованием.
Все мы знаем, что в сегодняшней сложной глобализации укрепление национального иммунитета и идеологического иммунитета в нашем обществе, защита нашей молодежи от различных вредных идей и угроз, воспитание их как независимых, волевых, самоотверженных и патриотичных людей важны как никогда. Поэтому мы впервые вводим предмет «Образование» в общеобразовательных школах.
Произведение нашего просвещенного предка Абдуллы Авлони «Турецкий гюлистан» или мораль, созданное на основе наших многовековых ценностей, не утратило своей ценности и значения сегодня как уникальное руководство по восточному образованию. Мы должны эффективно использовать такие бесценные труды при разработке теоретических основ науки «Образование».
Как вы знаете, год назад на селекционном собрании мы определили развитие народного образования как общенациональную цель, общенациональное движение. В рамках этого движения лидеры всех уровней и их заместители создали отцовские школы. После этого казалось, что наши губернаторы какое-то время входили в школу с «ура», что демонстрировалось в «зеркальном мире». Но все - про школу забыли.
Повторяю, лидер, который сегодня не ходит в школу, который не живет школьными заботами, молодым поколением, завтра не будет принят жизнью.
Институциональные реформы также проводятся в сельскохозяйственном секторе. Сейчас губернаторы тратят на сельское хозяйство лишь 10-15% рабочего времени. В остальное время им приходится заниматься непосредственно социальными вопросами, прежде всего образованием, духовностью.
Здесь каждый губернатор или его заместители знают всех крестьян по имени. Но как насчет директоров школ, продвинутых руководителей классов, активных учителей? Какого губернатора мы можем сегодня подать в этом отношении? К сожалению, ответа нет.
Следовательно, каждый губернатор провинции, района или города должен посвящать школе один день в неделю.
Нам нужно смотреть на школьную проблему как на высший приоритет. Школа должна быть не только местом обучения, но и колыбелью высокой духовности для всех нас, местом, где с детства учит наших детей профессии.
Вы все знаете, что с текущего учебного года в системе профессионального образования создается сеть новых форм учреждений. В частности, в ближайшие дни будут открыты 725 профессиональных учебных заведений, соответствующих международным стандартам - профессиональные училища, колледжи и техникумы. В них более 200 000 студентов обучаются по учебным программам, отвечающим современным требованиям.
Министерству высшего и среднего специального образования следует разработать программу подготовки кадров, отвечающих требованиям международного рынка труда, для улучшения содержания и качества профессионального образования. Региональным руководителям необходимо сосредоточиться на обеспечении достойной работой молодых выпускников.
Дорогие соотечественники!
Не секрет, что сегодня самые престижные вузы мира являются крупными рассадниками науки. Помня об этом, мы проводим радикальные реформы в системе высшего образования нашей страны. Создаются новые университеты и филиалы ведущих университетов мира.
Например, за последние 4 года в стране открыто 47 новых высших учебных заведений, в том числе филиалы зарубежных университетов, в результате чего количество высших учебных заведений достигло 125.
На основе системы государственно-частного партнерства налаживается деятельность негосударственных высших учебных заведений. Изучив мнение населения, мы возродили формы заочного и вечернего обучения, увеличиваются квоты приема. Хотя показатель зачисления выпускников средней школы вырос с 9 процентов в 2016 году до 25 процентов в 2020 году, нам необходимо и дальше расширять эту работу.
Создан механизм повышения квалификации и стажировки профессоров и преподавателей высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов за рубежом. Их месячная зарплата увеличилась в среднем в 2,5 раза по сравнению с 2018 годом. С этого года 10 высших учебных заведений переведены на хозрасчетную систему.
При этом следует отметить, что в сфере высшего образования остается ряд проблем. Что это за проблемы? Какие меры мы должны принять для их решения?
Во-первых, развитие государственно-частного партнерства в этой сфере, особенно создание негосударственных университетов в регионах, идет медленно. Высшие учебные заведения создаются в Фергане в сотрудничестве с Кореей и в Хорезме с Малайзией. Но почему такие движения не ощущаются в других провинциях?
Мы также должны признать, что знания и навыки большинства выпускников не соответствуют требованиям рынка труда. Уровень инноваций и внедрения результатов исследований в местных образовательных учреждениях очень низкий. Нас не удовлетворяет то, что доля преподавателей с учёной степенью в системе составляет в среднем 37 процентов. В регионах этот показатель остается еще ниже.
Следует отметить, что уровень оснащенности вузов научными лабораториями, использование информационно-коммуникационных технологий в системе также невысок.
Не секрет, что сегодняшняя пандемия показала, что наши знания в области науки о здоровье, среди многих других областей, по-прежнему остаются слабыми. Мы все должны сделать из этого серьезные выводы.
Миссия системы высшего образования не только в обучении студентов. Наши университеты и институты должны активно работать в сфере науки, привлекать молодежь к научной работе и масштабным проектам. Для дальнейшего развития исследований в этих учреждениях необходимо в 3 раза расширить объем проектов, реализуемых по научно-техническим программам, увеличить квоту приема в докторантуру в 4 раза.
Сегодня все мы видим, что концепция «цифровой экономики» стала самой актуальной проблемой в мире. В то же время современные специалисты, обладающие глубокими знаниями и навыками в области информационных технологий, которые могут эффективно их использовать, пользуются большим спросом для нашей национальной экономики. Нам всем нужно много работать, чтобы достичь этой цели, с глубоким пониманием проблемы. Если не начнем сегодня, завтра будет поздно.
Кабинету министров следует разработать отдельную программу реализации этих приоритетов.
Дорогие друзья!
Если вы помните, моя первая встреча в качестве главы государства состоялась 30 декабря 2016 года с учеными нашей страны. В это время Академия наук погрязла в проблемах, последние выборы которых прошли в 1995 году. В результате количество ученых сократилось вдвое за последний период, оставив только 63 ученых.
Мы приняли необходимые практические меры, чтобы вывести академию из реанимации и вернуть ее к здоровой, полноценной деятельности. Были избраны 32 новых академика. Налажена система финансирования деятельности Академии наук из государственного бюджета. Восстановлен ряд научно-исследовательских институтов и центров. В частности, 40 научных лабораторий оснащены современным оборудованием. Только на эти цели в институты Академии наук направлено около 300 миллиардов сумов.
Мы прилагаем все усилия, чтобы резко повысить ценность науки в нашем обществе, расширить условия и возможности для ученых и исследователей. В то же время следует отметить, что большинство задач и поручений, поставленных на той встрече, актуальны и сегодня, и мы все несем ответственность за их выполнение в полном объеме.
Академии наук, Министерству высшего и среднего специального образования, Министерству инновационного развития в течение месяца представить проект Концепции развития науки в Узбекистане до 2030 года.
Лично я считаю, что наши увлеченные ученые , продолжая научные традиции наших великих предков , сделают важные открытия, которые послужат развитию страны , сделав науку двигателем нашего развития .
Дорогие соотечественники!
Все мы знаем, что общество не изменится, если не изменится сознание и мировоззрение человека. Там, где общество не меняется, не будет ни положительного результата, ни прогресса. Сила, которая меняет сознание людей, это, прежде всего, учителя, профессора вузов, ученые, представители культуры и искусства, литературы.
Обществу, в котором мы живем, нужна новая идея, новая идея и, самое главное, новое поколение кадров, способных проводить реформы. Конечно, благодаря мужественному труду наших людей, рвению учителей и тренеров мы многое сделали для коренной модернизации системы образования. Но все мы понимаем, что это только первые шаги к великой цели.
Как вы все знаете, сегодня времена стремительно меняются, и перед системой образования, как и во всех других сферах, стоят очень актуальные и сложные задачи. Нам необходимо создать национальную систему образования, способную выдержать жесткую глобальную конкуренцию. Для этого, прежде всего, необходимо укреплять материально-техническую базу образовательных учреждений, человеческий ресурс, совершенствовать учебники и методические пособия в соответствии с современными требованиями, оптимизировать учебные планы и стандарты, постепенно повышать заработную плату сотрудников, ценить их трудолюбие. будет в центре нашего внимания.
Сегодня, прежде всего, я хотел бы обратиться к ценителям образования, ко всем нашим соотечественникам: дорогие друзья, братья, если мы будем стремиться, если будем много работать, мы сможем достичь любой высокой цели. Мы в некотором смысле просвещенные люди. Стремление к науке у нас в крови, выражаясь современным языком, в наших генах.
Все мы понимаем, что создание основ Третьего Возрождения - это не то, что произойдет через пять или десять лет. Для этого, в первую очередь, нужны сотни, тысячи талантливых сотрудников, целеустремленных людей.
Мы хорошо понимаем необходимость взращивать данные Богом таланты и что любой талант может исчезнуть, если своевременно не будут созданы условия.
Сегодня мы найдем все силы и ресурсы, необходимые нашему государству для развития науки, образования и культуры. Какая бы возможность ни потребовалась - мы создадим.
Некоторые люди могут даже задаться вопросом, нужно ли это во время пандемии. Люди, которые придерживаются таких узких взглядов, ошибаются. Дай Бог, пандемия коронавируса тоже рано или поздно станет историей.
Как только в марте началась эта болезнь, мы поставили перед собой огромную задачу - выдержать это нелегкое испытание с достоинством и силой. Сегодня эти цели постепенно достигаются. Мы все должны учиться у наших великих предков, быть достойными их и всегда жить с благородными стремлениями.
Пользуясь случаем, считаю уместным обратить ваше внимание на один пункт Послания Олий Мажлису в начале этого года. То есть, «Самое большое богатство это интеллект и знание, величайшее наследство хорошее воспитание, и самая большая бедность невежество . »
Действительно, новое Возрождение, основу которого мы закладываем сегодня с великими намерениями, послужит созданию такого огромного богатства в нашей стране, обогащению жизни нашего народа и оставлению достойного наследия будущим поколениям.
Убежден, что мы достигнем тех великих и благородных целей, которые мы перед собой поставили, опираясь на интеллектуальный и духовный потенциал, силу и благородные качества нашего народа, который добился великих успехов в своей истории.
Уважаемые учителя, уважаемые учителя!
Я верю, что вы, дорогие учителя, профессора и учителя, являетесь для меня величайшей силой, опорой и опорой в построении нового Узбекистана - процветающей и процветающей демократической страны. Я считаю своим священным долгом как Президента поддерживать вашу важнейшую деятельность, создавать для вас достойные условия труда и жизни.
Еще раз сердечно поздравляю вас с юбилеем и желаю всем здоровья, счастья, успехов в ответственной и достойной работе, благополучия в домах.
Пусть всегда будут уважать и уважать ваших детей, учеников, нашу страну, дорогие учителя!
Спасибо за Ваше внимание