Кажется, что сегодня, в век интернета и профориентации, выпускникам гораздо проще ответить на вопрос «Кем ты хочешь стать?». Но разнообразие и выбор — это не всегда просто. Наш блогер, психолог Юлия Пунинская, объясняет, почему для детей выбор вуза и профессии становится проблемой.

В ленте социальной сети мне встретились советы по вопросам профориентации подростков: «Определите, что у ребёнка получается лучше всего, предоставьте ему максимум информации по видам профессий, и он сам выберет».

А что такого? Проблема же именно в нехватке информации. Если ребёнок в возрасте 14-17 лет про всё узнает, то точно сделает осознанный выбор и доведёт его до сведения родителей. Действительно, есть такие люди, которые приходят в этот мир с явными задачами: стать музыкантом, врачом, космонавтом. Вся жизнь их с младых ногтей подчинена этому. Но таких детей мало.

Проблема выбора профессии в том, что у большинства подростков нет явно выраженных задач. Их успеваемость достаточно хороша по разным направлениям, а нехватки информации не наблюдается ни в одной из сфер жизни человека (ее можно получить в интернете или от членов семьи, друзей, учителей).

Но есть же еще и тесты по профориентации! Они-то точно подскажут, куда идти учиться и чему! Вы лично когда-нибудь проходили эти тесты не в программе, а для реального выбора профессии? Я прошла. Результат — 17 подходящих профессий из различных областей жизни. Как из этого сделать выбор? И это для взрослого человека, который уже примерно понимает, как функционируют некоторые из профессиональных сфер.

Подростки, которые приходят на консультации, завалены информацией и огромной ответственностью. Одна девушка со слезами рассказывала, что два года она думает, где ей учиться и на кого. Два года эта тема погружает её в жесточайшую тревогу. Она пошла учиться в одиннадцатый класс только, чтобы подольше «считаться ребёнком и не брать на себя такую ответственность».

Информации по профессиональному выбору столько, что «мозга не хватит её понять». «Очень боюсь, что выберу что-то не то, поэтому лучше вообще не выбирать».

Среди возможных решений проблемы она называла: «Пойду с Машей учиться», «Пойду туда, куда папа скажет», «У нас в семье много бухгалтеров!», «Года два не работать и не учиться», «Может, съезжу за границу, мир посмотрю». Таких сценариев в её голове роилось нещадное количество, они усиливали тревогу, но ситуация с выбором профессии не решалась.

На мой взгляд, при выборе профессии самое важное – помнить, что любое решение в любое время можно изменить, если на то будут серьёзные причины. Безусловно, не хочется терять время и деньги, но иногда в жизни приходится проходить через потери. А ещё можно сделать дневник самонаблюдения. Попробуйте проследить за своими эмоциями и желаниями хотя бы в течение недели. После чего, собственно, и можно переходить к принятию решения.

Часто даже взрослому человеку очень сложно сделать выбор. В подростковом возрасте информации, умений выстраивать и проверять гипотезы ещё меньше. Ситуация с выбором осложняется перестройкой организма, гормональными изменениями, выстраиванием отношений со своей группой, изменением отношений с родителями и пр. Помните, что главное, что сейчас требуется подросткам, — это поддержка близких.

 

Материал  подобран Николаем Мерзляковым.

Источник https://mel.fm/blog/yuliya-puninskaya/38126-mozga-nekhvatit-eyeponyat-chto-ne-tak-s-proforiyentatsiyey-podrostkov?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com