Американский миллиардер Уоррен Баффетт довольно часто делится своим опытом и дает советы начинающим предпринимателям. Еще в 2001 году основатель Berkshire Hathaway вывел «правило Ноя», которое необходимо соблюдать во времена кризиса, чтобы сохранить бизнес.
«Прогнозирование дождя не имеет никакого значения. Но строительство ковчега — имеет!», — заявил Баффетт почти 20 лет назад, выступая с ежегодным отчетом о работе его компании.
Миллиардер назвал свое высказывание «правилом Ноя» — в честь библейского пророка, который в ожидании всемирного потопа построил ковчег и спас людей и животных.
В 2001 году, когда Баффетт сформулировал «правило Ноя», он и его партнер по бизнесу Чарли Мангер ожидали, что в США могут произойти различные тяжелые события, но… Баффетт признался, что, несмотря на то, что он и предчувствовал, что может произойти что-то похожее на теракт 11 сентября, он не строил ковчег. А значит, нарушил свое же правило.
Процесс построения ковчега с точки зрения инвестиций заключается в том, чтобы снизить риски, инвестируя только в те компании или направления, которые имеют достаточную силу и способность к адаптации, чтобы процветать независимо от внешних обстоятельств.
Но как построить ковчег с позиции менеджмента? Привлеките к этому процессу самых умных людей, которых вы сможете найти. Так считал и Стив Джобс, один из основателей корпорации Apple и киностудии Pixar, который говорил, что «нет смысла нанимать умных людей и говорить им, что делать; мы нанимаем умных людей, чтобы они могли сказать нам, что делать».
Основатель и глава интернет-компании Amazon.com Джефф Безос также придерживается этого подхода к найму: «Каждый раз, когда мы нанимаем кого-то, он или она должны поднимать планку для следующего найма, чтобы общий кадровый резерв постоянно улучшался».