Жители столицы и ее гости наверняка не раз любовались прекрасным зданием Большого театра оперы и балета имени Алишера Навои. Сегодня мы погрузимся в историю этого величественного и красивого сооружения.
Там, где сейчас располагается театр, раньше находился Воскресенский базар. Это был крупнейший рынок в той части Ташкента, которую принято было считать европейской. Появился базар в 1870-80-х годах. Рынок быстро стал популярным, на территории открылось множество кабаков и, как следствие, за местом закрепилась сомнительная репутация. Пьяный базар – так его прозвали в народе.
Со становлением СССР судьба места меняется радикально. Базар уничтожают, на его месте решают строить академический театр Узбекистана.
Объявляется государственный конкурс. Предлагается большое количество проектов, многие из них публикуются в прессе и становятся широко обсуждаемыми. Победителем конкурса становится проект академика Алексея Щусева, автора таких культовых зданий, как: мавзолей Ленина, Казанский вокзал, гостиница «Москва» и станция метро «Комсомольская-кольцевая».
Возведение сооружения стартует в 1939 году. Однако уже через три года стройку вынуждены прервать из-за разгара Второй мировой войны. Уже в 1944 году строительство возобновляется. К работе привлекаются японские военнопленные Квантунской армии, перемещенные в Ташкент. О данном знаменательном факте свидетельствует памятная табличка на фасаде театра, вызывающая живой интерес к зданию среди японских туристов.
Московский архитектор выказал дань уважения искусству узбекских зодчих и ремесленников. Проект отражает исторические особенности архитектуры регионов Узбекистана.
Каждый из шести залов-кулуаров имеет свой стиль, отражающий регион страны. Бухарский зал украшен ажурными орнаментами «ганчи», наложенными на зеркальные пилястры. Использование газганского мрамора и двуслойной резьбы «ислими» придает аутентичность Самаркандскому залу. Хорезмский зал украшает панно, повторяющее резьбу по дереву мастеров-резчиков.
К отделочным работам привлекались народные художники Узбекистана – А.Худайбергенов, Х.Болтаев и др. Архитектура театра, можно сказать, уникальна. Это ярчайший пример синергии европейской архитектуры и зодческих элементов востока. Величественные арки восседают на тяжелых основаниях, напоминая айваны восточных медресе. Высокий портал декорирован карнизами, которые венчают башенки, стилизованные под бухарские минареты.
Перед зданием была также сооружена площадь и фонтан в виде хлопковой коробочки. 10 лет назад фонтан реконструировали. Теперь он «поющий». Вода в фонтане бьет под музыкальное сопровождение с использованием специальной подсвечивающей техники.
Театр имени Алишера Навои – одна из туристических жемчужин Ташкента. Удобное расположение в центре города, уникальная архитектура и богатая яркая история делают его одним из главных объектов для туристов, посетивших столицу Узбекистана.
История самого театра уходит к 1920-30м годам. М. Кари-Якубов, энтузиаст театрального искусства, организовывает профессиональный Концертно-этнографический ансамбль. В 1929 году он преобразовывается в Узбекский музыкальный театр. В 1939 г здесь была поставлена первая опера узбекского композитора М. Ашрафи — «Буран». С этого времени театр обрел новый статус и стал называться Государственным Узбекским театром оперы и балета. В марте 1948 года театру было присвоено имя великого узбекского поэта Алишера Навои. За большие успехи в развитии музыкально-сценического искусства Государственному театру оперы и балета им. А. Навои в 1959 году было присвоено звание «Академического», а в 1966 году – «Большого». С этих пор театр успешно оправдывает своё высокое название – «Государственный Академический Большой театр имени Алишера Навои».
Источник: http://dkm.gov.uz/ru/bolsoj-teatr-opery-i-baleta-im-alisera-navoi