Ровно 50 лет назад Волжский автомобильный завод (ВАЗ) выпустил с конвейера легендарную машину «Жигули». Эта модель легкового автомобиля стала одной из самых популярных в истории советского автопрома. Всего было выпущено более 4,8 млн экземпляров автомобиля. В народе за ним закрепилось название «копейка»: за характерную форму передних фар.
Строительство нового автомобильного завода началось в Тольятти в июле 1966 года. Тогда Министерство внешней торговли СССР заключило соглашение с итальянским концерном Fiat в рамках совместного сотрудничества.
Итальянская машина Fiat 124 – «Автомобиль года 1967 г. в Европе» – послужила прототипом для создания новой модели. Однако по проведённым тестовым испытаниям Fiat 124 оказался более уязвимым для советских дорог. В ходе совместной деятельности итальянских и советских инженеров-конструкторов было внесено более 800 правок и наконец-то общими усилиями была создана модель, которую хотел приобрести практически каждый советский житель того времени.
В 1968 году был объявлен конкурс на название новой машины. Жюри выделило название «Жигули» (название гор в Приволжской возвышенности). Но из-за того, что оно было созвучно со словом «жигало», было решено экспортировать автомобиль под брендом Lada.
Первые шесть автомобилей были представлены публике 19 апреля 1970 года. Это были две синих и 4 вишневых машины. Серийное производство началось с 1 августа 1970 года. Только за первый год функционирования завода было выпущено 21 530 единиц ВАЗ-2101. В 1971 году производство увеличилось до 172 175 штук, а в 1973 году было выпущено рекордное число этого автомобиля – 379 007.
«Копейка» вошла в историю российского автопрома: она стала первой машиной с обогревом и шумоизоляцией, а также благодаря используемым технологиям корпус машины не выгорал со временем под палящими лучами солнца. Именно под неё был создан первый российский антифриз. При этом самыми ценными экземплярами в то время были первые машины, так как в них использовались импортные детали. По словам их владельцев-водителей, эти машины могли ездить годами без замены какой-либо детали или масла. Наверное поэтому за данной машиной желающие выстраивались в двухлетнюю очередь.