В сегодняшней статье мы расскажем об исследовании Натана Ферра, который несколько лет изучал человека и его способность справляться с неопределенностью. Кто-то в такие моменты начинает паниковать, а кто-то начинает находить возможности и справляется.
Во время своего исследования он беседовал с инноваторами, основателями компаний, CEO и лауреатами Нобелевской премии. Одним словом, с теми, кто научился преодолевать волнение во время неизвестности.
Натан: «Я узнал, что наша способность действовать в условиях неизвестности — врожденное качество, которое, однако, многократно усиливается посредством обучения. Те, кто развивает эту способность, более креативны, более успешны и лучше справляются с трансформацией неопределенности в возможность».
Самым эффективным для автора показался механизм «фрейминг фрустрации», о котором ему рассказал химик Бернард Феринга, получивший Нобелевскую премию в 2016 году: «Разрешите себе несколько часов или дней чувствовать фрустрацию. Но потом спросите себя: «Чему я могу научиться на этом опыте? Над чем я могу работать теперь?» Повышайте свою сопротивляемость фрустрации, которая приходит с неопределенностью».
Все это привело к созданию своеобразных правил Натана Ферра:
Учеба: «Чему меня может научить этот вызов?». Так действовал Бернард Феринга.
Игра: «Фрустрация — часть игры». Автор говорит, что вместо того, чтобы расстроиться проигрышу, надо порадоваться завтрашней возможности выиграть.
Благодарность: «Признайте важность всего, что у вас уже есть». Когда легенда бейсбола Лу Гериг заболел боковым амиотрофическим склерозом на пике карьеры, вот как он простился со спортом: «Фанаты, последние две недели вы читаете о том, как мне не везет. Все же сегодня я считаю себя самым везучим человеком на свете. <…> Может быть, мне и не повезло, но у меня ужасно много того, ради чего стоит жить».
Самый сильный вариант фрейминга из всех, которые наблюдал Натан, — это фрейминг героя. Он услышал о нем от Бенджамина Гилмора, австралийского режиссера и бывшего пара-медика. Бенджамин никогда не знал, что его ждет за очередной дверью: спасет ли он кого-то и не окажется ли сам под угрозой, поэтому выработал способность прокладывать путь сквозь неизвестность, воспринимая себя как человека, идущего путем героя.
Проиллюстрируем этот подход примером. Несколько лет назад, когда Гилмор путешествовал в Пакистане, власти конфисковали его мотоцикл. Тогда он продолжил путь пешком и по пути встретился с пуштунским мальчиком, который не хотел заниматься семейным бизнесом по торговле оружием, а хотел быть поэтом. Вдохновленный этой историей, Бенджамин Гилмор снял два фильма, которые имели успех, — документальную киноленту «Сын льва» (впервые показан в Каннах), а затем картину «Джирга» о солдате, вернувшемся в Афганистан, чтобы искупить свою вину. Эти фильмы были сняты только потому, что Гилмор проявил настойчивость перед лицом препятствий. Первый раз — когда конфисковали его мотоцикл, второй раз — когда финансирование «Джирги» было отозвано, после чего фильм лишился большей части актерского состава и съемочной группы. Вместо того чтобы сдаться, он снял потрясающий фильм почти без бюджета — и с ним Австралия номинировалась на премию «Оскар» в 2019 году.
Когда Натан спросил Гилмора, что помогло ему не опустить руки, он ответил: «Большинство людей, столкнувшись с препятствиями, воспринимают их как знак «стоп» с требованием остановиться. Я научился видеть в препятствиях знак того, что я двигаюсь в нужном направлении». Он пояснил: «Все истории, которые мы любим, от истории Люка Скайуокера до истории Гарри Поттера, о том, как герой преодолевает препятствия. Все любят героев. Но именно препятствия делают героя героем». Гилмор помолчал немного, а затем добавил: «Единственный способ стать героем — преодолевать препятствия!»