Ключ к благополучию

Ключ к благополучию

В Послании Олий Мажлису глава государства акцентировал внимание  на необходимости ускоренного перехода на цифровую экономику.  Он отметил, что ее формирование потребует соответствующей инфраструктуры, огромных средств и трудовых ресурсов. Но, как бы ни было трудно, мы обязательно должны уже сегодня приступить к этой деятельности, иначе завтра будет поздно. Работа в этом направлении предстоит колоссальная. Какая именно?

Важным шагом в реализации этих задач,  а также в выполнении  Государственной программы по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития  Республики Узбекистан в 2017-2021 годах  в "Год развития науки, просвещения и цифровой экономики" послужит постановление Президента Республики Узбекистан "О мерах по широкому внедрению цифровых технологий в городе Ташкенте" от 17 марта 2020 года.

Само понятие цифровой экономики подразумевает деятельность, основанную на цифровых технологиях, связанную с электронным бизнесом и коммерцией. Основные инструменты -  интернет-вещи (IoT - Internet of Things), большие данные (Big Data), искусственный интеллект (Artificial Intel­ligence), машинное обучение (Machine Learning),  киберфизические системы, блокчейн, нейронные сети, робототехника, 3D-моделирование, виртуальная реальность, облачные вычисления и другие.

Зачастую многие путают цифровизацию с информатизацией. Между ними есть разница. Первая обладает независимостью действий, умеет анализировать и прогнозировать, самостоятельно выбирая оптимальный способ решения. Выполняет задачи,  которые перед ней ставит пользователь. Иными словами, цифровая система - более развитый объект, чем машина, но менее, чем искусственный интеллект.

Использование цифровых технологий для оказания гос­услуг и обеспечения образования позволит повысить благосо­стояние граждан и прозрачность государственного управления.

С учетом вышесказанного  руководитель страны ставит  задачу - совершить коренной  поворот в развитии цифровой экономики, а именно: сформировать электронную платформу  исследовательских достижений, базу отечественных и зарубежных научных разработок, оцифровать сферу строительства, энергетики, сельского и водного хозяйства, транспорта, геологии, здравоохранения, образования, кадастрового и архивного дела, взять под особый контроль проект внедрения цифровой маркировки и онлайн-касс. 

Стоит отметить, что движущей силой в развитии данного направления выступает распространение платформ, использующих бизнес-модели. Сегодня более 90 процентов всей цифровой экономики контролируют компании "Apple", "Google", Facebook", "Amazon", "Microsoft" и еще  четыре китайские.

Что касается нашей страны, то на сегодня доля цифровой экономики не превышает и двух процентов ВВП Узбекистана. При этом средним оптимальным показателем считается семь-восемь процентов. Тормозящих факторов несколько. Один из основных - низкая динамика привлечения инвестиций в сферу ИКТ. К примеру, по данным портала www.review.uz, в первом полугодии 2019-го инвестиции в сферу увеличились в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2018-го. Однако показатель последнего был почти в два раза ниже показателя 2017-го -  1,9 трлн сумов против 0,9 трлн сумов.  То есть, по сути, инвестиции 2019 года практически равнозначны показателю двухлетней давности. Опять-таки для сравнения. В период 2017-2019 годов в Узбекистане в среднем ежегодно в сектор ИКТ инвестировалось около 200 млн долларов. В США только в 2018 году вложили 1,3 трлн долларов, в КНР - 499 млн, в Беларуси прямые иностранные инвестиции составили 1,5 млрд долларов. По расчетам специалистов аналитической компании "IDC", расходы на ИКТ во всем мире будут расти ежегодно на 3,8 процента и к 2023-му достигнут 4,8 трлн долларов.  То есть если игнорировать этот фактор, то цифровая экономика будет топтаться на месте.

К уязвимому звену можно отнести и слабое развитие интернета одновременно с его высокой стоимостью. Именно этот момент сказывается на колоссальном разрыве по уровню цифровизации между странами. Несмотря на то, что в 2018 году скорость интернета у нас увеличилась в десять раз -  с 120 до 1200 Гбит/с, тем не менее по сравнению с показателями по СНГ в 2019-м средняя скорость интернета (мобильная и фиксированная широкополосная связь) в  Узбекистане была примерно в два раза ниже.

Касательно дороговизны. Так, стоимость тарифов на интернет-услуги для провайдеров в 2019 году составляла 8,5 доллара за  1 Мбит/с, с 1 января 2020-го -  56 тысяч сумов (5,8 доллара). Хотя и происходит существенное снижение, мы все равно обгоняем цену среднего показателя в мире, который не превышает четырех долларов за 1 Мбит/с.

Отстает и общая протяженность волоконно-оптических линий связи. По сравнению с  2013 годом, когда она составляла 12,7 тысячи км, в 2019-м увеличилась в три раза (36,6 тысячи км). Но для нашей страны это немного.

Очень низка плотность базовых станций связи (одна базовая станция на 1600 жителей). В Казахстане одна такая вышка служит потребностям в ИКТ для 643 жителей, а в России - для 235. По данным Мининфокома РУз, общее число базовых станций мобильной связи в республике превысило 26 тысяч (в 2017 году их число составляло 18 194).

Недостаточный уровень онлайн-торговли и торговых платформ. Для стимулирования субъектов предпринимательства в сфере электронной коммерции создан Национальный реестр субъектов электронной коммерции e-tijorat.uz, на котором в настоящее время зарегистрированы всего 32 субъекта. В то же время в национальной информационно-поисковой системе www.uz представлены всего 69 веб-сайтов (на ноябрь 2019-го), которые ведут свою деятельность в сфере электронной коммерции.  Количество транзакций в данном сегменте  во втором квартале 2019 года составило  75,39 млн, а сумма - 3,515 трлн сумов.

Что нужно сделать?

Для развития цифровой экономики Узбеки­стана, на наш взгляд, необходимы следующие меры:

- улучшить уровень базовой инфраструктуры ИКТ, ускорить оптико-волоконное оснащение городов, повысить долю беспроводного широкополосного покрытия и скорость его распространения, обеспечить широкое внедрение в экономические процессы передовых технологий, связанных с интернетом, а также доступ к базовой сетевой инфраструктуре в отдаленных районах;

- повысить качество мобильной связи;

- снабдить сферу необходимыми высококвалифицированными кадрами, а также всячески содействовать развитию отрасли программных продуктов (платформы, приложения и т.д.);

- гарантировать интеграцию информационных систем госорганов и кибербезопасность,  а также государственную поддержку в продвижении (экспорте) ИТ-продуктов на зарубежные рынки;

- внедрить электронный документооборот  в деятельность предприятий всех форм собственности, поднять уровень развития легальной элект­ронной коммерции;

- гармонизировать законодательство с реалиями времени;

- стимулировать повышение уровня цифровой грамотности населения;

- создать прозрачный механизм финансирования и инвестирования средств, ввести дополнительные налоговые и страховые стимулы для развития цифровых технологий.

Жамшид Раупов.
Начальник бюро по изучению и анализу технологий блокчейн
Института бюджетно-налоговых исследований  при Министерстве финансов Республики Узбекистан.

Опубликовано в газете «Правда Востока» №59 от 20.03.20.