Интервью. Изучать языки глубже и серьезнее, чтобы достичь высоких рубежей

Изучать языки глубже и серьезнее, чтобы достичь высоких рубежей

Указом Президента от 8 октября 2019 года утверждена Концепция развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года. Цели документа - определение приоритетных направлений системного реформирования высшего образования в стране, поднятие на качественно новый уровень процесса подготовки самостоятельно мыслящих квалифицированных кадров с современными знаниями и высокими духовно-нравственными качествами, модернизация высшего образования, развитие социальной сферы и отраслей экономики на основе передовых образовательных технологий.

О некоторых реформах и задачах в сфере отечественного образования мы побеседовали с деканом факультета английской филологии Наманганского государственного университета Сохибом МИСИРОВЫМ:

- Факультет английской филологии создан на базе филологического факультета приказом ректора НамГУ от 1 ноября 2017 года. Здесь готовят специалистов по филологии и преподаванию английского языка.

К учебному процессу мы регулярно привлекаем иностранных наставников. Так, американский специалист Джошуа Гастон проводил практические занятия по английскому языку для студентов факультета, а специалист KOIСA Джин Ён Чхон обучал их корейскому.

Надо отметить, сегодня в системе высшего образования в направлениях подготовки высококвалифицированных кадров, а также разработки качественных по содержанию учебных планов и прог­рамм еще имеется ряд актуальных проблем и недостатков. И глава нашего государства с большим вниманием относится к решению этих вопросов. Так, в Послании Олий Мажлису от 29 декабря 2020 года Президент подчеркнул: «Поистине, человек, стремящийся обретать знания и овладевать новыми профессиями, должен упорно трудиться, работать над собой, в том числе изучать иностранные языки, без которых в современном мире невозможно достичь высоких рубежей». Следуя этим требованиям, лидер страны предложил определить приоритетным направлением в этом году изучение физики и иностранных языков. На всех уровнях образования уже ведется соответствующая системная работа, в том числе по повышению качества преподавания этих предметов, привлечению квалифицированных учителей.

- А как организована на факультете исследовательская работа?

- Докторант межфакультетской кафедры иностранных языков А. Турсунов успешно защитил диссертацию «Интерпретация великих деятелей Востока в немецкоязычной литературе». А докто­рант кафедры английского языка и литературы Х. Саримсаков планирует в этом году защитить кандидатскую диссертацию на тему «Исследование терминов и неологизмов, связанных с физическим воспитанием и спортом, на английском и узбекском языках».

Кроме того, базовые докторанты первого и второго курсов и независимый исследователь ведут научно-исследовательскую деятельность, работают над диссертациями в области теории и методики обучения иностранным языкам (английский).

- Имеет ли место нехватка учебной литературы по английскому языку?

- Да, мы сталкиваемся с такой проблемой, которая, однако, стимулирует научную деятельность наших сотрудников. Многие учебные материалы создаются профессорами факультета английской филологии для улучшения методического обеспечения учебного процесса. В частности, доктор философии по педагогике (PhD) П. Лутфуллаев опубликовал монографию «Качество высшего образования в зарубежных странах (бенчмаркинг, настройка и диагностика)». Создан учебник Г. Таджибаева «Обучение английскому языку в начальной школе».

- Как совершенствуется система целевой подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для вузов на основе передового зарубежного опыта по вашему направлению?

- Налажены академические обменные программы с ведущими университетами в зарубежных странах. Преподаватели кафедры практического английского языка Д. Джаббарова и З. Ботирова в 2019 году приняли участие в тренингах в Урумчи (Китай) по проблемам организации обучения в дошкольном и начальном образовании.

В том же году преподаватель кафедры методики преподавания английского языка Я. Кучкарова проходила обучение в Норвичском институте языкового образования в Великобритании по курсу «Преподавание английского языка для академических целей». Преподаватель кафедры английского языка и литературы И. Умирзаков повышал квалификацию в Китае в 2019-м по теме «Использование информационных технологий в высшей школе».

- Как вы относитесь к онлайн- занятиям? Продуктивны ли они, на ваш взгляд?

- Сейчас можно смело говорить, что мы готовы и к классическому, и к дистанционному видам обучения. Кроме онлайн-лекций, запустили дополнительные занятия на платформе Zoom для студентов, не имеющих по разным причинам возможности участвовать в офлайн-обучении.

На мой взгляд, удаленка все-таки не может полноценно заменить традиционное получение знаний. Студенты должны учиться вести себя в социуме, общаться со сверстниками.

Первые дистанционные занятия, конечно, проводились в спешке, многие преподаватели не были готовы к ним. Следовательно, возникали и огрехи. Часть педагогов с трудом осваивала новый метод обучения, но со временем все справились.

В конце 2020-го провели опрос среди языковедов и других специалистов по качеству онлайн-занятий. На основе этого исследования в текущем учебном году выбраны лучшие педагоги.

Пандемия как пример серьезного, но все же ограниченного по времени катаклизма, позволила оценить уровень нашей готовности к форс-мажорным обстоятельствам и сделать соответствующие выводы.

- Сохиб Абдуппатаевич, вы кандидат педагогических наук, доцент, автор более 100 научных статей, научно- методических работ и двух монографий. С таким научным багажом и жизненным опытом легко дается общение с молодежью. За время работы в высшем учебном заведении много воспитали тех, кем можно гордиться?

- Хотел бы сказать, что встречал немало интересных личностей. И всегда дорожу теми, с кем работал бок о бок многие годы, а также теми, кто искренне любит свое дело и передает бесценный опыт ученикам. Если наши преемники помнят своих наставников, если они поступками и достижениями показывают преданность вузу, участвуют в образовательных и педагогических процессах, передавая опыт и знания молодому поколению, значит, наша цель достигнута, мы действительно подготовили тех людей, которыми можно и нужно гордиться.

Надо отметить, что в условиях конкуренции на рынке труда знание языка - хорошее подспорье для быстрого поиска вакансии. Поэтому весьма актуальна подготовка к международным экзаменам IELTS/TOEFL. Знание английского языка открывает перед нами потрясающие возможности: престижное место работы, зарубежные бизнес-партнеры, обучение в лучших иностранных вузах, международные стажировки и путешествия без каких-либо трудностей.

Беседовала Фируза Атаханова. «Правда Востока». yuz.uz